Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ПИСЬМА 6
1.1. Характеристика делового письма 6
1.2. Виды делового письма 9
2. ЭТИКА ДЕЛОВОГО ПИСЬМА 14
2.1. Общие правила ведения деловой переписки 14
2.2. Культура печатного и электронного деловых писем 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Деловые коммуникации по праву занимают весомую позицию в современном обществе. Одним из важнейших инструментов деловой коммуникации выступает деловое письмо. Владение культурой ведения деловой переписки сегодня во многом определяет общий уровень образованности и литературной грамотности участников коммуникации, а также оказывает существенное влияние на их имидж и репутационные характеристики.
Так, актуальность настоящей контрольной работы обусловлена тем, что в условиях существенного развития системы деловых коммуникаций, особую роль играет корректное, грамотное, правильно оформленное деловое письмо, выступающее одним из ключевых механизмов осуществления деловых коммуникаций.
Деловые письма сегодня используются в различных сферах коммерческого и некоммерческого характера. Язык деловой переписки во многом является унифицированным, а с течением времени претерпел немало изменений.
Степень научной разработанности. Вопросам изучения норм этики и культуры деловой переписки посвящен ряд работ исследователей и экспертов. К примеру, особенностям этике делового письма посвящены труды Кокиной И.А., Трубниковой Ю.В. Ряд работ характеризует особенности отдельных видов деловых писем, как, к примеру, исследование Шабан А.К. и Хомутовой Т.Н., посвященное особенностям письма-просьбы. Проблему классификации жанров деловых писем рассматривает Бойчиук Г.В. В свою очередь, особенностям и элементам обучения основам делового письма посвящено исследование С.Н. Безус.
Так, становится очевидно, что вопросы изучения норм этики и культуры делового письма составляют область научных интересов ряда экспертов и исследователей.
Объект настоящей контрольной работы – деловое письмо как составной элемент деловой коммуникации.
Предмет – нормы и принципы этики делового письма.
Цель работы: выявить и рассмотреть основные содержательные характеристики культуры создания печатных и электронных деловых писем.
Для достижения цели был выработан ряд исследовательских задач:
1. Рассмотреть содержательные характеристики делового письма;
2. Выявить и охарактеризовать основные виды деловых писем;
3. Рассмотреть общие нормы этики деловой переписки;
4. Рассмотреть и проанализировать особенности культуры печатного и электронного делового письма.
Методологическая база включает в себя следующие теоретические и эмпирические методы и подходы: описание; анализ научной литературы, публикаций в СМИ и иностранных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ПИСЬМА
1.1. Характеристика делового письма
Деловое письмо на сегодняшний день представлено в коммуникации практических все существующих сфер деятельности: государство и власть, бизнес и некоммерческая деятельность, образование и здравоохранение и другое. От качества и характера делового письма во многом зависит принятие тех или иных решений. Так, языком делового общения, выступает официально-деловой стиль.
Деловой стиль может быть охарактеризован в качестве функциональной разновидности языка, который предназначен для общения в сфере управления (в официально-деловой среде). Следует подчеркнуть, что условия делового общения предполагают формирование некоторых свойств управленческой информации: [1]
Адресный характер воздействия;
Официальный характер передаваемой информации;
Повторяемость информации;
Тематическая ограниченность информации.
Использование слов в официально-деловом стиле осуществляется только в признаваемых нормой общелитературного словоупотребления значениях, а также в традиционных значениях для деловых документов.
В сфере деловых взаимоотношений самым популярным средством общения являются письма, объем которых по оценкам экспертов составляет от общего количества документов организаций порядка 80%. [1] Грамотность оформления документации является показателем общего высокого уровня культуры делового общения в компании (организации).
Основным отличием деловой переписки от дружеской, к примеру, выступает применение в первой стилистически нейтральной лексики, а также стандартных фраз и выражений. Главным требованием к содержанию деловых писем является лаконичность и точность изложения информации.
Так, необходимо отметить понятийную характеристику делового письма. Деловое письмо представляет собой документ, который применяется для связи между участниками коммуникации и передачи информации между ними на расстояние. Участниками могут выступать как юридические, так и физические лица. К примеру, известно, что руководители различных предприятий или структурных подразделений по роду своей деятельности особенно часто имеют дело с деловыми письмами: резюме, характеристиками, рекомендательными письмами, благодарностями, приглашениями и т.д.
Деловая переписка выступает не просто обменом официальной и коммерческой информацией, но и является важнейшим элементом делового этикета. С точки зрения овладения основными правилами и нормативами ведения деловой переписки нередко делопроизводители обучаются на специальных курсах.
На рисунке 1.1. представлены основные задачи, которые призвана
Фрагмент для ознакомления
3
1. Культура делового письма. Язык служебных документов [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://business.in-texno.ru/rcps/expert/kultura-delovogo-pisma-yazyk-sluzhebnykh-dokumentov (дата обращения: 28.04.2020)
2. Деловая переписка [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://blog.molodost.bz/advanced/delovaya-perepiska/#1 (дата обращения: 28.04.2020)
3. Шабан А.К., Хомутова Т.Н. Письмо-просьба как жанр русскоязычного делового дискурса // Вестник Курганского государственного университета. – 2019. – №1 (52). – с. 105-110
4. Деловое письмо: виды, правила оформления, структура [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.ecsb.ru/articles/2077 (дата обращения: 28.04.2020)
5. ГОСТ 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Уни-фицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/185891/ (дата обращения: 26.04.2020)
6. Бойчиук Г.В. К проблеме классификации жанров деловых писем в русском языке // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2018. – №4-2 (82). – с. 309-314
7. Деловое письмо: правила оформления и порядок работы [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.sekretariat.ru/news/210204-delovoe-pismo-pravila-oformleniya-i-poryadok-raboty (дата обращения: 29.04.2020)
8. Кокина И.А. Этикетные особенности делового письма [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/etiketnye-osobennosti-delovogo-pisma (дата обращения: 27.04.2020).
9. ДСТУ 41633-2003 «Государственная унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации: Требования к оформлению документов» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://online.budstandart.com/ru/catalog/doc-page?id_doc=24770 (дата обращения: 27.04.2020)
10. Левченко М.Н., Захарова М.Ю. Сопроводительное письмо к резюме: расширение норм официально-делового письма // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2019. – №5. – с. 230-235
11. Лагузова Е.Н., Эль-Амари О.Н. Составные предикаты в современном русском деловом письме [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sostavnye-predikaty-v-sovremennom-russkom-delovom-pisme (дата обращения: 26.04.2020).
12. Трубникова Ю.В. Проблемы реализации жанра делового письма в современной деловой коммуникации: коммуникативно-прагматический, структурный и нормативный аспекты // Филология и человек. – 2019. – №2. – с. 99-110
13. Пудикова Г.Н. Алгоритм анализа деловых писем // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. – 2018. – №2. – с. 480-495
14. Безус С.Н. Модель обучения элементам делового письма международного образца будущих специалистов в сфере бизнеса и управления // Вестник экспертного совета. – 2018. – №1-2 (12-13). – с. 176-180
15. Трубникова Ю.В. Официально-деловой стиль и современный документ: причины и направления трансформации // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. – 2019. – №2. – с. 97-101