Фрагмент для ознакомления
2
«Мертвые души»: феномен интернет-ботов
В современном мире важнейшей борьбой является борьба за информационное пространство. Она касается самых разных структур, включает в себя и соперничество чисто коммерческих организаций (любые холдинги, конкурирующие за продажи), и политическую власть, которой необходимо симулировать популярность, и индивидуальные амбиции отдельных людей, стремящихся создать себе представительный портрет в интернете.
Является ли интернет в полной мере аналогом новостных печатных изданий, которые существовали в прошлом веке? Очевидно, что нет.
В основе сетевой жизни лежит стремление не отразить реальность, а создать на ее материале новую. Интернет-пространство необычайно интересно в плане функционирования таких реальностей и их взаимодействия, противоречия, столкновения.
Интернет в самом общем плане представляет собой реальность-пародию на общество потребления, утрированную реальность потребления. Человек в целом соприкасается с интернетом именно для удовлетворения потребности потреблять – это не всегда покупки, но по меньшей мере, это присвоение информации [4, c. 18].
Эта реальность предстает перед нами, как явно искусственная, специально сконструированная, направленная на привлечение внимания, и это воспринимается как должное – так мы принимаем как само собой разумеющееся просмотр рекламного ролика, который следует до того, как мы получаем доступ к информации.
Говоря о симулятивности реальности, логично найти в ней и симуляцию существования живого существа. Представителем этой касты являются интернет-боты.
По изначальному определению, бот – это специальная программа, выполняющая автоматически и/или по заданному расписанию какие-либо действия через интерфейсы, предназначенные для людей [1, c. 155].
Как и продукт любого другого процесса механизации, бот призван облегчить или ускорить работу людей там, где она выполняется механически, с минимальными вариациями. Они ищут информацию, отвечают на клиентский запрос к техподдержке, перенаправляют запросы…
Летом 2016 года агентство по поиску работы FirstJob выпустило чатбота Мия, который не только предлагает подходящие вакансии, но и проводит с кандидатом на вакансию собеседование. В России собеседования проводил чатбот от компании Superjob для компании «Связной» [7, c. 68].
Кроме такого позитивного использования, происходит и привлечение ботов к нечестной конкурентной борьбе. Это DoS- и DDoS-атаки, часто используются для скупки лучших мест на концертах, авиарейсах и т. п., особенно в целях последующей перепродажи.
Нельзя сказать, что боты в полной мере поднимают все моральные проблемы искусственного интеллекта, поскольку их функционал обычно примитивен и ограничен и не является формой интеллекта как такового, а только программируемым условием действия.
Но, несмотря на это, можно отметить огромные социальные, психологические, межличностные сдвиги во взаимодействии, которые формируются именно под влиянием ботов.
Огромна и крайне удивительна роль ботов в сфере коммерции. Здесь они создают возможность симулировать интерес к продукту, который по сути не является востребованным, и затем вывести его на рынок. Феноменальным можно назвать такое искусственное формирование потребности, в котором не задействован живой человек.
Программные боты, используемые сетевыми маркетологами в основном в коммерческих целях для продвижения товаров и услуг, успешно маскируются под людей и существенно завышают статистику пользователей блогосферы и социальных сетей.
Доля ботов в социальных сетях составляет значительную часть аудитории. И. Пискунов на основании исследования SMM-агентства «Мозаик» сделал вывод о том, что в 2012 г. доля ботов в социальной сети ВКонтакте составляла 30 % аккаунтов, в сети Facebook — около половины аудитории, а просмотры роликов на YouTube «накручиваются» ботами на 90 % [4, c. 19].
Другая сторона коммерческого использования ботов – автоматизация и ускорение труда человека, но одновременно и обесценивание его. Компания, владеющая интернет-аукционом eBay, пыталась в судебном порядке пресечь деятельность третьей стороны по использованию ботов для поиска нужных сделок и товаров. Однако это сработало против eBay, привлекая внимание большего круга лиц, пользующихся ботами.
Другая компания-оператор британской биржи ставок Betfair столкнулась с настолько большим трафиком от ботов, что была вынуждена разработать и внедрить так называемый WebService API для получения возможности контролировать подобный трафик [3, c. 7].
Аналогично тому, как симулируется интерес к продукту, возможно симулировать и политические течения, уровень политической значимости, поддержки аудитории.
Безусловно, политика не отделена целиком от маркетинга, и во многом живет за счет способности к выгодному представлению продукта. Но в ходе «накрутки» несуществующего народного мнения происходит такая ситуация, где продвигается интерес нескольких человек у власти, но не происходит реального диалога с живым слушателем, на жизнь которого решение повлияет [6, c. 80].
В связи с этим хочется упомянуть смежную тему – не интернет-ботов, а интернет-петиции и подобные движения.
Интернет становится средой обитания, где человек проводит огромную часть жизни и совершенно закономерно, что там он пытается выразить свою позицию. Тем более, что сделать это легче именно там, как и найти единомышленников.
Но здесь мы вновь возвращаемся к проблеме ботов и задаемся вопросом: не происходит ли подмена понятий – реальный социальный протест или акт социального одобрения (митинг, парад и пр.) подменяется выступлением в сети, где нельзя достоверно утверждать – слушателями, сторонниками, противниками позиции являются реальные личности или несуществующие?
Гений своего времени Алан Тьюринг оставил нам методы, позволяющие отличить бота от реального человека, самый используемый из них сейчас это капча. Безусловно, существуют и более сложные коммерческие системы, позволяющие предотвратить атаки ботов на ресурсы компании и защитить от вторжения информацию.
Но существуют ситуации, когда компании нет смысла защищаться, потому что посещение сайта ботами она оплачивает сама.
Наряду с этими вопросами о реальности/иллюзорности аудитории можно упомянуть и рекламную сферу, в которой боты наиболее востребованы. Помимо очевидного – первоначальной обработки запроса потенциального покупателя – боты активно используются в создании фейковых рекламных площадок.
В качестве интересного примера здесь можно привести сайт Timeout.ru. Выступая как событийная площадка, доход он получал от рекламодателей, которые хотели бы разместить на сайте свои объявления и сочли, что данная аудитория является для них актуальной и тематически подходящей.
В 2006-2007 годах ресурс внезапно показал фантастический рост охвата московской аудитории с 400 до 634 тысяч посетителей в месяц. Это 50% роста. Генеральный директор компании Entertime, которая управляет Timeout.ru, Сергей Ключенков немедленно отрапортовал об успехах [7, c. 65].
Озвученные успехи Entertime кажутся значимыми лишь непосвященным. Заявление Сергея — попытка либо выдать желаемое за действительное, либо ввести в заблуждение инвесторов и рекламодателей.
Cобственной аудитории у Timeout.ru всегда было немного. До 80% посетителей сайт как покупал, так и продолжает покупать у других проектов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Василькова В.В., Легостаева Н.И., Радушевский В.Б. Коммуникативные стратегии социальных ботов: модели воздействия на аудиторию // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, № 2, 2019, с. 153-163.
2. Голубицкий Е.К. О чат-ботах для бизнеса для IT-Expert. Электронный ресурс. Режим доступа: https://navicongroup.ru/press-room/publication/4960/ Дата обращения 27.04.2020.
3. Кушков Е.А. Мессенджеры для бизнеса. Роль и влияние на цифровую экономику // Universum: экономика и юриспруденция, № 4 (61), 2019, с. 1-10.
4. Лыфенко Н.Д. Виртуальные пользователи в социальных сетях: мифы и реальность // Вопросы кибербезопасности, № 5 (8), 2014, с. 17-20.
5. Маняшев Э.Р., Смирнова Е.В., Сюзев В.В. Возможности использования чат-ботов в технологиях интернет-вещей // Проблемы современной науки и образования, № 11-1 (144), 2019, с. 21-26.
6. Мартьянов Д.С. Политический бот как профессия // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС, № 1, 2016, с. 74-89.
7. Мордовин А.В., Глущенко М.С. Рекламный трафик в интернет: проблемы оценки эффективности // Таврический научный обозреватель, № 4-1, 2015, с. 67-69.
8. Сурихин Г.К., Исаев С.В. Распределенная информационная система анализа и визуализации источников интернет-угроз // Решетневские чтения, № 2, 2018, с. 231-233.