Фрагмент для ознакомления
2
Дисциплина «Методология и метоты научного исследования» включена в базовую часть профессионального цикла дисциплин в структуре основной образовательной программы подготовки магистров по направлению «Педагогическое образование».
Курс «Методология и методы научного исследования» является первым для студентов магистратуры, приступающих к выполнению диссертации. Данный курс является базовым для изучения других дисциплин педагогического цикла (в соответствии с профилем подготовки), всех видов практики и государственной итоговой аттестации.
Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего профессионального педагогического образования, требованиями к квалификационным характеристикам педагогических работников и задачами обучения в магистратуре по педагогическому направлению. Принципы отбора содержания обучения связаны с современными направлениями в области педагогической науки, ориентированными на научноисследовательскую деятельность, обеспечивающую развитие образования.
Цель дисциплины: обеспечить развитие общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущих специалистов в сфере педагогической деятельности, необходимых для организации и проведения психолого-педагоги¬ческих исследований.
Задачи курса
1. Содействовать развитию общекультурных компетенций на основе понимания основ методологии, методов и научных понятий психолого-педагогического исследования.
2. Формирование практических навыков и умений применения на¬учных методов в ходе психолого-педагогического исследования, а также разработки программы и методики его проведения.
3. Способствовать профессиональному развитию магистранта и формированию умений разработки программ и методик проведения психолого-педагогического исследования.
Ожидаемые результаты:
Магистранты должны продемонстрировать:
знание
• понятийно-категориального научного аппа¬рата, современных концепций естественнонаучного и гуманитарного знания и методов проведения психолого-педагогического исследова¬ния;
• современных тенденции развития образования в России и мире;
• интерактивные интернет-ресурсы, рассчитанные на общение и сотрудничество учащихся, способы эффективного размещения и оценивания интернет-ресурсов, имеющих отношение к образовательной и исследовательской деятельности учащихся;
• источники информации, способы и средства диагностики и развития индивидуальных креативных способностей;
• логику решения исследовательских задач;
• методологию, основные этапы и требования к исследованию в гуманитарной сфере научного знания.
умение:
• применять категориальный аппарат и использовать современные концепции естественнонаучного и гуманитарного знания в профессиональной деятельности;
• наблюдать и анализировать педагогические явления, изучать и обобщать педагогический опыт, подбирать современные методы для исследования образовательной практики;
• определять акту¬альную проблему исследования, ее цели и задачи, формулировать гипотезу, проводить педагогический эксперимент, обрабатывать и интерпретировать результаты проведенного исследования, использовать основные методы статистической обработки экспериментальных данных.
• осуществлять поиск и отбирать информацию, необходимую для решения конкретной исследовательской задачи;
• осваивать ресурсы образовательных систем и оставлять план использования интернетресурсов для реализации целей научного исследования и профессиональной деятельности.
• осуществлять диагностику, анализ и разрабатывать программу развития индивидуальных креативных способностей и использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач;
• обобщать исследовательские материалы в виде курсовой и выпускной квалификационных работ.
владение:
• навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности;
• методами соотнесения и способами демонстрации знания фундаментальных и стыковых прикладных разделов философии науки и философии образования;
• навыками использования и развития интернет-ресурсов для реализации целей научно– исследовательской и профессиональной деятельности;
• способами пополнения профессиональных знаний на основе использования оригинальных источников, в том числе электронных, навыками создания собственных интерактивных интернетресурсов;
• методами самодиагностики и технологиями разработки программы развития индивидуальных креативных способностей;
• технологией групповой работы;
• технологией анализа и презентации результатов научных исследований;
• методами поиска научных источников, развивающих методологическую компетентность и исследовательскую культуру.
Тематика и планы семинарских занятий
Семинар 1 Современные методологические подходы
Вопросы для обсуждения:
1. Методология как исходные научно-теоретические и мировоззренческие основания научного поиска.
2. Методология как система методов исследования и преобразования педагогических явлений, процессов, отношений.
3. Особенности современной методологической ситуации в педагогической науке
4. Определение методологического подхода исследования.
Информация для размышления*
Для проведения любого качественного анализа необходимо определить методологическую позицию, которая в свою очередь, задает логику, методы исследования. В педагогической науке продолжаются дискуссии о сущности, целях и задачах методологии. В.И. Загвязинский считает, что методология педагогики это учение «о педагогическом знании и процессе его добывания, т.е.
педагогическом познании». В социогуманитарных науках (к которым принадлежит и педагогика) сегодня преобладают схемы неклассической и постнеклассической научности, в них учитывается включенность субъекта в изучаемый объект - общество, поэтому методология социогуманитарных наук является не только учением о методах познания и практики, но и дисциплиной, изучающей все способы деятельности субъекта познания и практики. Таким образом, субъект здесь представлен дважды: как субъект познания и как часть объекта познания. Методология педагогики, выполняет и другие функции: определяет способы получения научных знаний (М.А. Данилов); направляет и определяет основной путь достижения научно-исследовательской цели (П.В. Копнин); обеспечивает всесторонность получения информации об изучаемом процессе или явлении (М.Н. Скаткин); помогает введению новой информации в теорию педагогики (Ф.Ф. Королев). Можно согласиться с Н.А. Вершининой, что методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях. Л.С. Илюшин пишет о двух недопустимых крайностях в выборе методологии исследования – использование одного или сразу всех методологических приемов. Компромиссный подход должен состоять «в создании такой методологии, в которой назначение каждого метода достаточно жестко обусловлено конкретной исследовательской задач.
Задания:
1. Изучите материалы СМИ (журналы, сайты, авторефераты диссертаций) и составьте кластер одной из актуальных научно-практических проблем образования (в соответствии с профилем магистерской программы). Кластер означает гроздь, скопление. Он используется для представления больших объемов информации в систематизированном виде. В центре кластера размещается основная проблема, в овалах следующего уровня содержаться вопросы, на которые нужно ответить во время выполнения проекта.
2. Изучите литературу к семинару по характеристике ведущих методологических подходов в педагогическом исследовании и заполните таблицу.
№ Подход Основные характеристики подхода
1. Системный Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса. Задача воспитателя: учет взаимосвязи компонентов.
2. Личностный Сущность: признает личность как продукт общественно-исторического развития и носителя культуры, и не допускает сведение личности к натуре. Личность как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности педагогического процесса. Уникальность
личности – ее интеллектуальная нравственная свобода, право на уважение. Задача воспитателя: создание условий для саморазвития задатков и творческого потенциала личности.
3. Деятельностный Сущность: деятельность - основа, средство и условие развития личности, это целесообразное преобразование модели окружающей действительности. Задачи воспитателя: выбор и организация деятельности ребенка с позиции субъекта познания труда и общения (активность самого). Это предполагает: осознание, целеполагание, планирование деятельности, ее организация, оценка результатов и самоанализ (рефлексия).
4. Полисубъектный (диалогический) подход Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность-продукт и результат общения с людьми и характерных для нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и отношенческий. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека учитывался в педагогике явно недостаточно, хотя в пословицах нашел отражение ("скажи, кто твой друг...", "с кем поведешься..."). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляет сущность методологии гуманистической педагогики.
5. Культурологический Сущность: аксиология - учение о ценностях и ценностной структуре мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизация творчества.
6. Этнопедагогический Сущность: воспитание с опорой на национальные традиции, культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.
7. Антропологический Сущность обосновал Ушинский. Это системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
3. Н а основе одной из выделенных вами проблем, определите проблематику коллективного исследования, заполните основные параметры исследования.
Тема исследования: разработка и реализация дополнительной программы баскетбольного кружка для учащихся начальных классов
Проблема исследования: потребность на современном этапе в разработке и реализации дополнительной программы.
Цель исследования: изучить особенности разработки и реализации дополнительной программы баскетбольного кружка для учащихся начальных классов.
Методологические подходы исследования: системный, деятельностный, личностный.
4. Изучите банк авторефератов по педагогике (сайт ВАК РФ, библиотек) и проведите анализ методологического аппарата автореферата по проблематике, близкой вашей программе (ПВШ).
Автор, название диссертации, специальность: Никитин Сергей Евгеньевич. «Физическая подготовка учащихся начальной школы на занятиях волейболом в системе дополнительного образования», диссертация по ВАК РФ 13.00.04
Методологические подходы, используемые в работе: системный подход, деятельностный подход, комплексный подход.
Методы исследования, используемые в диссертации: теоретический анализ литературных источников и литературы, метод педагогического наблюдения, анкетирование, метод педагогической диагностики, изучение продуктов деятельности обучаемых, метод педагогического эксперимента, математический метод обработки информации.
2 Семинар Основы работы с научной информацией
Вопросы для обсуждения
1. Принципы работы с научной информацией.
2. Виды и типы источников научной информации.
3. Основные приемы работы с текстовым источником.
4. Правила составления аннотации, рецензии.
5. Оформление библиографического списка.
Информация для размышления* Рисунок «Источники научной информации».
2. Составьте микротезаурус любых двух понятий по проблеме «Педагогика высшей школы. Тезаурус относится к определенному типу словаря нормативной лексики, с точно определенными связями между терминами. В данном случае связывать термины будет проблема, актуальная для вашей магистерской программы. Обязательно необходимо подобрать на каждое понятие не менее трех определений из разных источников, Словарь может быть представлен в виде таблицы:
Тема диссертации: Разработка и реализация дополнительной программы……
Таблица
Анализ понятия: разработка
Автор, выходные данные источника Характеристика понятия
Толковый словарь русского русского языка: в 4 т./под ред. Д. Ушакова. – М.: Терра – книжный клуб, 2007. – 752 с. Степень разработанности, состояние того, что разрабатывалось.
Современный экономический словарь. / под ред. Райзберга Б. А., Лозовского Л. Ш., Стародубцевой Е. Б. – М.: Инфра – М, 2012. – 192 с. Выработка стратегического замысла, формулировка целей, анализ ресурсных возможностей, путей и способов достижения целей, обоснование избранного варианта действий, составление, обсуждение, принятие плановых, проектных документов.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. – М.: Русс. Яз. 2000. – в 2 т. – 1209 с. Степень разработанности чего-либо.
Л. Г. Суменко. Англо-русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003. Развитие, усовершенствование, развертывание, рост, расширение.
Анализ понятия: программа
Автор, выходные данные источника Характеристика понятия
Толковый словарь русского языка: в 4 т./под ред. Д. Ушакова. – М.: Терра – книжный клуб, 2007. – 752 с.
План деятельности, работы.
Изложение основных положений и целей деятельности общественной организации или отдельного государственного, общественного деятеля.
Краткое изложение содержания и методологических установок курса. Предмета, преподаваемого в учебном заведении.
Современный экономический словарь / под ред. Райзберга Б. А., Лозовского Л. Ш., Стародубцевой Е. Б. – М.: Инфра – М, 2012. – 192с. Совокупность взаимоувязанных мер, план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, под ред. Л. И. Скворцова. – 26-е изд., испр. И доп. – М.: Оникс, 2009. План деятельности, работ.
Изложение содержания и цели деятельности организации или отдельного деятеля.
Краткое изложение содержания учебного предмета.
Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. – М.: Русс. Яз. 2000. – в 2 т. – 1209 с. План чьей-либо деятельности, содержания какой-либо работы.
Совокупность действий и мероприятий для осуществления чего-либо.
Информация для размышления*
Таблица
Жанры научного дискурса
Жанр научного дискурса Характеристика жанра
Научная статья письменный опубликованный отчет, описывающий результаты исследования
Монография (от греч. μονοσ — «один, единый» и γραφειν — «писать») — научный труд в виде книги с углублённым изучением одной темы или нескольких тесно связанных между собой тем.
Диссертация (от лат. dissertatio — сочинение, рассуждение, доклад) — квалификационная работа на присуждение академической или учёной степени и квалификации магистра.
Научный доклад Это развернутое публичное выступление по определенной теме, базирующееся на данных теоретических или практических изысканий.
Выступление на конференции Устный доклад, являющийся завершающим этапом исследовательской деятельности.
Стендовый доклад Это максимум наглядной и минимум текстовой информации, размещенной на мобильной вертикальной поверхности.
Научно-технический отчет это научно-технический документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе, описывает состояние научнотехнической проблемы, процесс и (или) результаты научного исследования.
Рецензия В переводе с латинского «recensio» означает «просмотр, сообщение, оценка, отзыв о чём-либо». Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п.
Реферат (нем. Referat, от лат. refere — докладывать, сообщать) — письменный доклад или выступление по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников.
Аннотация (от лат. annotatio — замечание) или резюме (от фр. résumé — «сокращённый») — краткая характеристика издания: рукописи, монографии, статьи или книги. Аннотация показывает отличительные особенности и достоинства издаваемого произведения, помогает читателям сориентироваться в их выборе.
Тезисы краткая запись содержания научного исследования в виде основных, сжато сформулированных положений. Они могут быть авторскими и вторичными, созданными на основе чужого текста (такие тезисы являются жанром научно-учебного подстиля). Авторские тезисы публикуются в виде сборника и обычно распространяются между участниками какой-либо конференции. Тезисы состоят из преамбулы, содержащей ввод в проблематику, тезисного изложения проблематики и итогового тезиса. Членение тезисного содержания подчеркивается рубрикацией и выделением абзацев под одной рубрикой.
3. Составьте аннотацию и рецензию одной статьи, которая попадает в научное поле вашей программы.
Аннотация
Тихомирова Е.И., Ляпунова Т. А. Образ «Я- здоровый подросток» в представлении обучающихся общеобразовательной школы // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Май 2015, ART 2366. - Самара, 2015 г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2366.htm
В статье Е. И. Тихомировой, Т. А. Ляпуновой основное внимание уделено проблеме развития здоровья обучающихся общеобразовательных школ г. Самары и Самарской области. В данной статье приводятся результаты исследования представлений обучающихся в возрасте 13-15 лет об образе «Я – здоровый подросток».
Авторами обосновывается актуальность исследования в современном обществе. В статье подробно описаны методы исследования и направления, в рамках которого оно осуществлялось.
Полученные данные результатов исследования обучающихся общеобразовательной школы об образе «Я – здоровый подросток» представлены авторами в таблице. Выделены категориальные единицы из массива информации и подсчитаны частоты появления категориальных единиц в ответах подростков, представлены математические расчеты.
В результате обобщения и анализа полученных данных о представлении обучающихся об образе «Я – здоровый подросток» авторы сформулировали некоторые педагогические проблемы и разработали рекомендации по их коррекции в организации практик здоровьесберегающей деятельности в современной общеобразовательной школе.
Высказанные в статье идеи достаточно обоснованы. Можно согласиться с трактовкой автора, что полученные результаты исследования позволят успешно решать обнаруженные педагогические проблемы.
Рецензия
Тихомирова Е.И., Ляпунова Т. А. Образ «Я- здоровый подросток» в представлении обучающихся общеобразовательной школы // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Май 2015, ART 2366. - Самара, 2015 г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2015/2366.htm
Научная статья Тихомировой Е. И., Ляпуновой Т. А. посвящена актуальной теме: изучению представления обучающихся в возрасте 13-15 лет об образе «Я – здоровый подросток», так как проблема развития здоровья обучающихся исследуется сегодня в разных аспектах.
Для достижения поставленной цели исследование осуществлялось авторами в нескольких взаимосвязанных направлениях: информационно-когнитивное; рефлексивно-перспективное; ценностно - праксиологическое.
В ходе работы использовались различные методы исследования: анкетирование, беседа, тестирование, методика незаконченных предложений, эссе, контент-анализ и др.
Так же авторами осуществлены разные исследовательские задачи, сочетающие теоретический обзор литературы и эмпирическое исследование, направленное на изучение опыта общеобразовательных школ г. Самары и Самарской области, проведена экспериментальная
проверка эффективности, что делает работу оригинальной и отвечающей современным тенденциям развития научного знания.