Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Одним из способов обеспечения возврата денежных средств, взятых ранее, является предоставление государственной или же муниципальной гарантии, под которой понимается письменное обязательство государства в лице государственных или муниципальных органов власти отвечать за исполнение лицом, которому предоставляется государственная или муниципальная гарантия, взятых перед кредитором обязательств.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим порядок предоставления государственных и муниципальных гарантий, является Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее – БК РФ).
Целью настоящей контрольной работы является рассмотрение одного из способов исполнения обязательств – государственная и муниципальная гарантия и поручительство.
Цель работы предопределила стоящие перед автором задачи:
- исследование понятия и содержания государственная и муниципальная гарантия и поручительство;
- рассмотрение порядка предоставления государственных и муниципальных гарантий и поручительств.
Работа состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.
1. Понятие и содержание государственных и муниципальных гарантий и поручительств
Правовая природа такого способа исполнения обязательств как государственная и муниципальная гарантия и поручительство разнообразна в связи с чем единого подхода к ее определению в юридической литературе до сих пор не выработано. Особенность государственной (муниципальной) гарантии как одного из видов государственных (муниципальных) долговых обязательств заключается в том, что в материальном смысле она становится государственным (муниципальным) долгом только при наступлении оговоренного гарантийного случая. В связи с этим в юридической литературе можно встретить следующие трактовки данного правового обязательства «условный долг», «потенциальный долг» или «вероятностный долг» .
Бюджетное законодательство связывает момент образования государственного (муниципального) долга по государственной (муниципальной) гарантии непосредственно с фактом ее выдачи, а не с гарантийным случаем. Общая сумма предоставленных государственных (муниципальных) гарантий включается в состав государственного (муниципального) долга.
Статьи БК РФ гласят, что в законе о бюджете законодатель должен предусмотреть бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных (муниципальных) гарантий . Таким образом, законодательство заранее предусматривает возможность выдачи гарантий.
В правовой литературе существует три мнения относительно правовой природы данного обязательства: государственная и муниципальная гарантия имеет публично-правовую природу; государственная и муниципальная гарантия имеет частноправовую природу; государственная и муниципальная гарантия имеет сложную правовую природу, которая включает как частноправовые, так и публично-правовые элементы .
Существуют сторонники теории о том, что государственная (муниципальная) гарантия представляет собой частноправовое, либо публично-правовое явление.
Однако считаем, что отнесение государственной (муниципальной) гарантии к какому-либо единому началу не совсем верно, так как гарантия является сложной совокупной формой правоотношений субъектов по частноправовой и публично-правовой траектории. Отметим, что для наиболее полного анализа предоставленной гарантии необходимо брать в совокупности и ту и другую природу данного явления.
Однако существуют и иные точки зрения относительно правовой природа гарантий, выданных государством или же муниципальными органами власти. Так, гарантии рассматривают как вид независимой (банковской) гарантии и поручительства.
По мнению В.В. Паплинского государственная (муниципальная) гарантия является своеобразным способом обеспечения предпринимательско-правовых обязательств, который объединяет в себе признаки как поручительства, так и банковской гарантии. При этом ученый в большей степени относит гарантию к разновидности поручительств. Также он подчеркивает, что по содержанию государственная (муниципальная) гарантия является видом поручительства и признает, что юридический состав возникновения гарантийного обязательства по государственной (муниципальной) гарантии подобен банковской гарантии .
Ученый-правовед Н.Ю. Рассказов полагает, что исходя из анализа статей бюджетного законодательства, можно сделать вывод, что государственная (муниципальная) гарантия является видом поручительства, которое выдается государственными или муниципальными органами власти как участниками гражданских правоотношений.
Действующий в свое время Высший Арбитражный Суд РФ также сделал вывод о том, что государственная (муниципальная) гарантия является разновидность поручительства. Этот вывод был сделан в постановлении Пленума ВАС РФ , в котором сказано, что при рассмотрении споров, которые связанные с привлечением публично-правовых образований к ответственности по выданным ими государственным (муниципальным) гарантиям по обязательствам должника и споров о признании сделок о предоставлении гарантий недействительными необходимо полагаться на то, что по своей юридической природе государственная (муниципальная) гарантия является не поименованный в гл. 23 ГК РФ способом обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств, в которых публично-правовые образования дают письменные обязательства отвечать за исполнение лицом, которому дается гарантия, обязательств перед третьими лицами полностью или частично.
Таким образом, к правоотношениям, которые связаны с выдачей государственными и муниципальными органами гарантий применяются как специальные нормы бюджетного законодательства, так и нормы гражданского законодательства о способах обеспечения исполнения обязательств в силу сходства данных правоотношений с отношениями, которые регулируются нормами п. 5 гл. 23 ГК РФ о поручительстве.
ВАС РФ также установил, что нормы бюджетного законодательства, которые вступили в законную силу с 01.01.2008 г., более конкретно и детально регулируют правоотношения в данной сфере по сравнению с ранее действующей редакцией БК РФ.
На основании вышеизложенного, права участника данных правоотношений, которые должным образом исполнили обязательства по государственной (муниципальной) гарантии, которая была выдана после
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографическое описание Адрес нахождения электронного учебного издания
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.
О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: Федеральный закон от 29.11.2018 N 459-ФЗ
(ред. от 02.12.2019) // Российская газета. № 273. дек. 2018.
Об утверждении Порядка организации работы и взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы по предоставлению, оформлению и исполнению государственных гарантий города Москвы: Постановление Правительства Москвы от 29 января 2008 г. N 71-ПП // СПС «Гарант» (дата обращения: 03.05.2020 г.)
Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 2006. N 8.
О возможности предоставления муниципальной гарантии юридическому лицу без права регрессного требования к принципалу: Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2011 года № 02-03-10/4163 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 03.05.2020 г.)
Бакшеева Ю.Н. Государственные гарантии как способ обеспечения исполнения обязательств // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 12. С. 9 - 13.
Богданова А.В. Условия предоставления государственных гарантий в Российской Федерации // Реформы и право. 2015. N 2. С. 26 - 30.
Макаров А.В., Бакшеева Ю.Н. Государственная гарантия в системе способов обеспечения исполнения обязательств // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 3. С. 44 - 48.
Почтарев А. А. Государственная и муниципальная гарантия как непоименованная ГК РФ способ обеспечения исполнения обязательств // Актуальные проблемы российского права. № 1 (50). 2015. С. 72-77.