Фрагмент для ознакомления
2
Изучение Василия Гроссмана и Виктора Некрасова в школе
Произведения В. Гроссмана и В. Некрасова включены в большинство образовательных программ 10 – 11 классов. Подтверждением сказанного является содержание Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Обратимся к ряду документов. Так, в программе по литературе, изданной под редакцией В.В. Агеносова и А.Н. Архангельского, творчество В. Гроссмана рассматривается в рамках обзорной темы «Литературный процесс 1960-х годов».
В список произведений вошли романы К.М. Симонова «Живые и мертвые» и В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба». При освещении вопроса учитель делает акценты на следующих моментах: «Эпическое изображение войны в романах. Тема гуманизма на войне. Философское восприятие войны как мировой битвы демократии и тоталитаризма. Авторское слово в романах Симонова и Гроссмана» [9, с. 41]. В этом же документе уточняется, что в помощь педагогу рекомендована экранизация произведений о Великой Отечественной войне. В частности, фильм «Жизнь и судьба» режиссера С. Урсуляка, созданный по одноименному роману В. Гроссмана. Что же касается творчества В. Некрасова, то оно не предусмотрено содержанием программы.
В программе по литературе, составленной С.А. Зининым и В.А. Чалмаевым искомый вопрос освещается в рамках обзорной темы «Литература периода Великой Отечественной войны». Составители посчитали необходимым сосредоточить внимание старшеклассников на публицистике, вышедшей в период с 1941 – 1945 годов: В.С. Гроссмана, А.Н. Толстого, И.Г. Эренбурга, Л.М. Леонова, О.Ф. Берггольц. Творчество В. Некрасова изучается в рамках обзорной темы «Литературный процесс 50 – 80-х годов». На этом этапе одиннадцатиклассники обращаются к осмыслению Великой Победы через «повесть «В окопах Сталинграда» В.П. Некрасова» [7, с. 44].
В программе, изданной под редакцией Б.А. Ланина предусмотрена тема «Литература второй половины XX – начала XXI века», где обзорно рассматривается роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Произведения В. Некрасова не входят в список обязательных [5]. В программе, составленной Г.С. Меркиным, есть раздел «Проза второй половины XX века», представленный именами В. Гроссмана и В. Некрасова, чье творчество рассматривается вместе с еще 14-ю писателями [8]. В программе, предназначенной для изучения предмета по учебникам В.П. Журавлева и Ю.В. Лебедева, есть тема, охватывающая полувековую историю развития литературы «Русская проза 1950 – 2000-х годов». На обзорных уроках выпускники школы знакомятся с романом В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда». Творчество В.С. Гроссмана не изучается [11].
Практически такой же большой период развития отечественной литературы охватывает раздел «Советский век: на разных этажах (1940 – 1980)» программы, составленной Т.М. Воителевой и И.Н. Сухих. В течение трех уроков старшеклассники разбирают «основные направления в прозе: деревенская, военная, городская проза (Ф. Абрамов, В. Распутин, В. Гроссман, В. Быков, Ю. Трифонов)» [2, с. 81]. Творчеству В. Некрасова не уделяется внимание. Раздел «Литература второй половины XX – начала XXI века» есть в программе, изданной под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. В качестве обзорного материала предлагается «новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева, С. Гроссмана, В. Кондратьева, В. Носова» [10, с. 35].
В научно-методической литературе обсуждаемый вопрос тоже не остается без внимания, прежде всего, в плане рекомендаций, касающийся изучения обзорных тем. Так, в учебно-методическом пособии Л.И. Шевцовой по методике преподавании литературы сказано: задача обзорных тем заключается в том, чтобы «объединить весь материал, придав ему тематическую стройность и завершенность» [13, с. 35]. Когда сопоставляются два – три произведения, это несложно. Но если их более десятка, то учитель испытывает объективные проблемы: «Сложность при изучении обзорных тем заключается в большом потоке информации, которую необходимо систематизировать, а также в том, что большинство произведений или лишь упоминается, или дается только их краткий, обзорный анализ» [13, с. 79]. Вот почему в старших классах значительный объем информации выносится на самостоятельное изучение. Другой вариант – освоение произведений в рамках факультативного курса.
В проанализированных нами источниках нашлось несколько публикаций, авторы которых делятся своими наблюдениями относительно содержания программ. В частности, А.Н. Антипова отмечает, что «произведения о Великой Отечественной войне вошли в школьные программы по литературе с 1942 г. Программа 1944 г. предполагала в 10 классе знакомство с основными жанрами и произведениями периода Великой Отечественной войны: В. Гроссмана («Народ бессмертен»)» [1, с. 194]. То есть современные школьники – не первые, кто знакомятся с творчеством писателя, попавшего впоследствии в опалу. После шестидесятилетнего перерыва произведения вновь включены в учебный курс. В частности, «в список рекомендуемых авторов примерной программы по литературе для 10 – 11 классов (2016 г.) входят: «Жизнь и судьба» В.С. Гроссмана» [1, с. 194].
Продолжением сказанного могут стать выводы, сделанные в публикации Н.М. Свирина. Она делится опытом организации литературного турнира в старших классах по обзорным темам. Например, «учитель предлагает рассказ В. Гроссмана «За городом»; текст читается (без указания названия и последней фразы) вслух и затем раздается командам на несколько минут. После всех прозвучавших версий ведущий читает финал рассказа В. Гроссмана и сообщает название рассказа» [12, с. 16]. Словесники часто жалуются на нехватку времени даже на факультативных занятиях, на что автор статьи о преподавании произведений периода «хрущевской оттепели» Ю.В. Лазарев комментирует: «Талантливый учитель обойдет программу. Такому учителю будет под силу самая современная литература: Вера Панова и Виктор
Фрагмент для ознакомления
3
1) Антипова А.Н. «Такая война»: произведения В.И. Белова о великой отечественной войне в школьном изучении // Преподаватель XXI век. – 2017. №3. – с. 192-208.
2) Воителева Т.М. Русский язык и литература (базовый уровень): программа для 10 - 11 классов: среднее общее образование / Т.М. Воителева, И.Н. Сухих. – М.: Академия, 2014. – 94 с.
3) Гайнутдинова А.Р. Элективный курс по современной поэзии как основа для развития полилингвальности // Филология и культура. – 2019. №3(57). – с. 212-217.
4) Лазарев Ю.В. Оттепель в школьном преподавании литературы // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. – 2013. №3. – с. 5-17.
5) Ланин Б.А. Литература. Базовый и углубленный уровни: 10 - 11 классы: рабочая программа / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова; под ред. Б.А. Ланина. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 80 с.
6) Павлова М.А. «Обычная история… Война…». Рассказ Виктора Некрасова «Посвящается Хемингуэю» // Литература. – 2005. №2. – с. 18-21.
7) Программа курса «Литература». 10 – 11 классы. Базовый уровень / авт.-сост. С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – М.: Русское слово – учебник, 2018. – 48 с.
8) Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 6-е изд. – М.: «Русское слово-РС, 2010. – 200 с.
9) Рабочая программа к линии УМК под ред. В.В. Агеносова и А.Н. Архангельского. Литература. Углубленный уровень. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2014. – 144 с.
10) Рабочие программы к линии УМК под ред. Т.Ф. Курдюмовой. Литература. 10 - 11 классы. – М.: Дрофа, 2016. – 77 с.
11) Романова А.Н. Литература. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.П. Журавлева, Ю.В. Лебедева. 10 - 11 классы: учеб. пособ. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / А.Н. Романова, Н.В. Шуваева. – М.: Просвещение, 2019. – 112 с.
12) Свирина Н.М. Методические ресурсы и педагогические возможности современных интеллектуальных литературных игр для старшеклассников // Непрерывное образование. – 2017. №1. – с. 13-23.
13) Шевцова Л.И. Методика преподавания литературы: учеб.-методич. комплекс для студ. филологического факультета. – М.: БГПУ, 2016. – 135 с.