Фрагмент для ознакомления
2
1. Административно-правовое принуждение: понятие, сущность, классификации мер
Достаточное внимание ученых-административистов всегда уделялось проблемам государствен-ного принуждения в целом и административного принуждения в частности и данному обстоя-тельству есть обоснование.
Так, под административным принуждением А. И. Каплунов понимает «метод государственного управ¬ления, состоящий в применении субъектами функцио¬нальной власти установленных нормами администра-тивного и административно-процессуального права принудительных мер воздействия, направленных на обеспечение неукоснительного выполнения юридиче¬ских обя-занностей лицами в связи с совершением ими противоправных действий или при возникновении обстоятельств, угрожающих безопасности личности или общественной безопасности» .
В научной литературе определение администра¬тивного принуждения посредством примене-ния при¬нудительных мер предпринималось и рядом других авторов.
Так, например, А. В. Коркин считает, что «как право¬вой институт административно-правовое принужде¬ние есть совокупность административно-правовых норм, регулирующих условия, ос-нования и порядок применения мер административного принуждения, состоящих в негативных последствиях правоограничительного характера (психическом, материальном, организацион-ном и физическом воздействии), приме¬няемых к лицам (как физическим, так и юридическим) с целью профилактики, пресечения правонарушений, обеспечения надлежащего порядка, при-влечения к юридической ответственности, охраны общественного порядка и обеспечения об-щественной безопасности уполномоченными на то органами государственной власти, обще-ственными организациями и их долж¬ностными лицами» .
Аналогично подходит к определению администра¬тивного принуждения и А. Н. Кокарев, считая, что ад¬министративное принуждение состоит «в применении специально уполномоченными субъектами мер при¬нудительного характера, предусмотренных нормами административного права и направленных на обеспе¬чение общественной безопасности, а также защиту обще-ственных отношений в сфере государственного управления» .
Меры административного принуждения могут при¬меняться как к правонарушителям, так и к лицам, не совершившим правонарушений (в целях предупреж¬дения правонарушений, наступ-ления общественно опасных последствий при стихийных бедствиях, эпи¬демиях, эпизоотиях). Именно это традиционное поло¬жение вызывает сомнения и споры. Логичной кажется позиция П. И. Кононова, который предлагает разгра-ничить меры административного принуждения и меры предупредительного (профилактического характера), назвав их мерами административ-но-правового огра- ничения .
И это утверждение кажется оправданным, т. к. с функциональной стороны различного рода пра-воограничения могут быть связаны с техногенными, антропогенными либо естественными опас-ными фак¬торами, а не с фактом совершения административного правонарушения.
Административное принуждение, применяемое в административной деятельности полиции, не имеет цели причинить личности физические страдания или унизить ее достоинство. Однако оно не лишено ни ка-рательного, ни устрашающего свойства и является пра¬вовым средством защи-ты общественных отношений от противоправных посягательств, а также средством предупре-ждения и предотвращения наступления об-стоятельств, угрожающих как общественной, так и лич¬ной безопасности граждан.
При охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, а также в ходе реализа¬ции иных административных функций сотрудники ор¬ганов внутренних дел могут в со-ответствии с законом принуждать лиц, нарушающих установленные нормы права, правила по-ведения, к их соблюдению, прину¬дительно подчинять установленному правопорядку, само-стоятельно и немедленно принимать меры к не-допущению и пресечению правонарушений, созданию условий, обеспечивающих возможность привлечения виновных к ответственности.
Отказ от применения принудительных мер может привести к угрозе личной и имущественной безопас¬ности граждан, к нанесению значительного ущерба общественному порядку, интере-сам общества и госу¬дарства, предприятий, учреждений и общественных организаций.
Можно выделить и другой подход к пониманию содержания функциональных признаков мер админи¬стративного принуждения, рассмотрев данный инсти¬тут с другой стороны.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные акты
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. - № 1 (часть I). - Ст. 1.
Литература
2. Бахрах Д. Н. Административное право: учеб. для вузов / Д. Н. Бахрах. - Москва, 2006.
3. Бахрах Д. Н. Советское законодательство об адми¬нистративной ответственности / Д. Н. Бахрах. - Пермь, 1969.
4. Веремеенко И. И. Административно-правовые санкции / И. И. Веремеенко. - Москва, 1975.
5. Гущин В. В. Чрезвычайное положение: админи¬стративно-правовой аспект: учеб. посо-бие / В. В. Гу¬щин. - Москва, 1996.
6. Каплунов А. И. Административное принужде¬ние, применяемое органами внутренних дел: теория и практика / А. И. Каплунов. - Санкт-Петербург, 2011.
7. Кокарев А. Н. Реализация мер административного пресечения в деятельности органов внутренних дел / А. Н. Кокарев. - Москва, 2010.
8. Кононов П. И. Законодательство об администра¬тивном принуждении: проблемы коди-фикации / П. И. Кононов // Журнал российского права. - 1998. - № 8.
9. Коркин А. В. Понятие, признаки и сущность административно-правового принуждения / А. В. Коркин // Проблемы науки конституционного и административного права: сб. науч. статей. - Екатерин¬бург: Уральский юридический институт МВД России, 2005. - 191 с.
10. Лунев А. Е. Административная ответственность за правонарушения / А. Е. Лунев. - Москва, 1961.
11. Осинцев Д. В. Виды мер административного принуждения: классификационные группы или атри¬бутивные признаки / Д. В. Осинцев, А. В. Гусев // Элек¬тронное приложение к Россий-скому юридическому журналу. - 2016. - № 5.