Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Менеджмент, как наука об управлении - тема чрезвычайно интересная и увлекательная. НА протяжения многих лет не затихают споры ученых на предмет того, где заканчивает-ся управление, и начинается, собственно говоря, менеджмент. Да, у многих по-прежнему есть недопонимание между терминами «менеджмент» и «управление», «организация» хотя и тому, и другому, и третьему, присущи свои особенности и специфика.
Абстрагируясь от отдельных частных аспектов можно отметить, что основными состав-ляющими любой организации являют люди, относящиеся к рассматриваемой организа-ции. Именно по причине того, что в организациях работают разные люди, остро встает вопрос о необходимости управлении, которое приводит в движение, мобилизует, форми-рует потенциал организации для решения целого комплекса стоящих перед ней задач.
Сейчас попросту не существует ни одной организации, которая бы не взаимодействовала тем (иным) образом с внешним окружением. Именно в том случае, когда возникает необ-ходимость анализа и учета внешней и внутренней среды, дополненного учета рядом важ-ных факторов, и уместно в целом говорить о менеджменте как науке, искусстве управле-ния.
Целью данной контрольной работы является знакомство с основными инструментами менеджмента, как искусства управления, изучение парадигмы менеджмента
Задачи работы:
- определение сущности и содержательной стороны менеджмента, как теоретической и прикладной науки;
- изучение современных подходов к термину менеджмент, изучение основных школ по менеджменту;
- понимание миссии, целей организации;
- решение практических заданий
Задание 1
Управление современным предприятием просто не представляется возможным без ис-пользования современных концепций в области управления. Позиции управления внут-ри современной организации преимущественно определяются той важной ролью и пред-назначением, которые призвана реализовывать на практике данная организация. Во внут-риорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формиру-ющего и приводящего в движение ресурсы организации для достижения ею своих целей. Менеджмент формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организа-ции, представляющую собой органичное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации.
Структура организации отражает сложившееся в организации выделение отдельных под-разделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое. Исходным в построении структуры является проектирование работы. Проектиро-вание работы зависит от многих факторов, в частности от того, какая квалификация тре-буется для выполнения работы, какую часть продукта изготовляет отдельный работник, в какой мере содержание работы воздействует на работника, требуется ли наличие обрат-ной связи от конечного результата, должна ли работа предполагать развитие и обучение работника и т.п. От проектирования работы зависит очень многое во внутренней жизни организации. Поэтому менеджмент должен уделять этому очень большое внимание и пе-риодически проводить пересмотр спроектированной системы работ.
На сегодняшний можно выделить большое количество формулировок термин менедж-мента. Кто-то на передние план выдвигает научные особенности развития науки, в то время как другое основный упор делают на ряде практических аспектов. Для понимания данного вопроса, обратимся к современной науки, систематизировав точки зрения уче-ных по данному вопросу и выделив ключевые особенности определений каждого из них.
Задание 2
Любая компания, в независимости от формы собственности, организационного статуса, еще на момент создания и подачи необходимых документов должна озадачиться таким вопросом, как миссия и формулирование своих целей. Ведь в зависимости от того, насколько детальнее она расписана, насколько успешно понимается всеми сотрудниками, реализуется руководством на практике, зависит, в конечном итоге, успех всего предприя-тия в целом.
Существуют широкое и узкое понимания миссии. В случае широкого понимания миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности, верования и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и в среде ее функциони-рования.
В том случае, если имеется узкое понимание миссии, она рассматривается как сформули-рованное утверждение относительно того, Для чего или по какой причине существует организация, т.е. миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существова-ния организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, ха-рактеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана. Далее в Данном учебнике миссия будет пониматься так, как она понимается,
когда рассматривается в узком смысле.
Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех шести вышеназванных субъектов. Степень про
явления в миссии интересов каждого из данных шести субъектов принципиально зависит от того, какие размеры имеет организация, в каком она состоит бизнесе, где расположена и т.п. Наиболее устойчивое, сильное и специфичное влияние на миссию организации независимо от того, что организация собой представляет, оказывают интересы собствен-ников, сотрудников и покупателей. Поэтому миссия организации должна быть сформу-лирована таким образом, чтобы в ней обязательно находило проявление сочетание инте-ресов этих трех групп людей.
Как считает Ф. Котлер[3], миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти фак-торов:
- ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
- существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
- состояние среды обитания организации;
- важные отличительные особенности, которыми обладает организация.
- история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались се профиль и стиль деятельности,
место на рынке и т.п.;
Правильно и четко сформулированная миссия дает понимание того, чем является данная компания, какой она стремится быть, показывает очевидные отличия организации от ее конкурентов.
Основные базовые и ключевые элементы миссии:
- способы ведения деятельности компании, которые отражают, в частности, то, чем кардинально ее бизнес отличается от подобных в долгосрочной динамике, каким путем при помощи какого инструментария компания может осуществлять эффективно свою ра-боту, какие условия для этого имеются
- ключевые ориентиры организации, которые отражают то, на решение каких кон-кретно задач направлена деятельность данной организации и то, к чему она, собственно говоря, стремится в своей деятельности как в краткосрочной, так долгосрочной перспек-тиве.
- отдельные целевые ориентиры организации, отражающие, в частности то, на ре-шение каких конкретных задач направлена деятельность организации.
Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:
- философия (смысл предназначения организации), которая чаще всего находит свое про-явление в отдельных верованиях, ценностях, принятых в данной организации;
- сфера деятельности анализируемой организации, которая отражает то, какой именно товар организация предлагает покупателям для продажи, на