Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Древний Египте является древневосточным государством, подарившим миру уникальную культуру, удивительную по загадочности и красоте, не изменяющуюся на протяжении более трех тысяч лет.
Древнеегипетская цивилизация с незапамятных времен привлекала внимание человечества. В V в. до н. э., посетивший Египет древнегреческий историк Геродот подробно описал его. Египет для Греков – это колыбель мудрости, страна чудес, родина самих богов.
Само слово Египет греческого происхождения, в переводе означает тайна или загадка, Египтяне же называли свою страну Кемет, что в переводе означает черная земля.
В III в. до н. э. жрец Египта Манефон на греческом языке написал «Историю Египта», в которой указана тридцать одна династия фараонов, а также выделил периоды Древнего, Среднего и Нового царств.
Как никакая другая цивилизация древности Древний Египет создает впечатление редкой целостности и вечности. [7, с. 354]
Цивилизация Египтян тысячелетиями развивалась и существовала по своим законам, кроме того, стоит отметить, что Древний Египет редко подвергался, выпавшим на долю других народов Древнего мира, вторжениям.
В употреблении Египетский язык находился дольше, чем прочие языки мира, уступив лишь только китайскому языку.
3
Люди использовали его в разговоре почти пять тысяч лет. На протяжении всего период язык развивался и изменялся.
Вряд ли смогли бы договориться египтяне из первого, второго и третьего тысячелетия до н. э., сведенные вместе.
Иероглифическое письмо также подвергалось изменениям.
В данной работе попробуем прикоснуться к тайнам письменности древнего Египта.
1 Письменность Древнего Египта
В Египте и Междуречье писать и читать умели не многие люди. Ведь и шумерская клинопись, и египетское иероглифическое письмо содержат более 600 знаков, каждый из которых обычно изображает целое слово или слог. Все их нужно было знать на память.
Наличие древнеегипетского языка предполагает существование и просто египетского, современного. Но реальность выглядит иначе. В современном Египте говорят на одном из диалектов арабского. История же иероглифов египетского языка прервалась в IV веке. [5, с. 254]
Вместо него стал использоваться коптский со своей более простой письменностью. С тех самых пор даже навыки чтения текстов, высеченных на стенах египетских храмов, были утрачены.
Уже во времена Геродота иероглифы считали некой частью культа, отсюда и само название этого типа письменности.
Слово "иероглиф" образовано из двух греческих корней, при переводе которых на русский язык можно получить фразу "священные письмена". Русский язык, существующий чуть больше одного тысячелетия, к нашему времени сильно изменился в сравнении с наречием, к примеру, X века.
Тем более глобальные изменения должны были произойти в древнеегипетском. В его развитии выделяется несколько этапов:
1) Язык Древнего царства (XXXII-XXII вв. до н. э.).
2) Классический, или среднеегипетский язык (XXII-XVI вв. до н. э.).
3) Новоегипетский язык (XVI-VIII вв. до н. э.).
4) Демотический язык (VIII в. до н. э. - V в. н. э.). Больше всего работ написано по классическому древнеегипетскому языку, так как именно от этого периода сохранилось большее количество записей. [12, с. 87]
Египетские иероглифы не так уж долго оставались идеографическими знаками. Довольно скоро наряду со знаками, обозначающими содержание слова без учета его звучания, появились фонетические знаки, отражающие именно звучание начертанного знака. Собственно, они существовали в египетской письменности всегда: как иначе можно было написать чье-либо имя?
С течением времени грамотных людей в Древнем Египте становилось больше: уже не только жрецы, но и купцы, моряки и военачальники нуждались в письменности, чтобы вести свои дела.
А фонетический (звуковой) принцип письма оказался гораздо более легким и доступным для усвоения и употребления, чем идеографический способ письма, требовавший механического запоминания сотен знаков.
4
Именно поэтому египтяне перешли на фонетическую письменность, при которой каждый знак обозначал определенный звук (фонему).
В египетском письме появились знаки двух типов. Одни знаки обозначали звучание слова, но при этом воспроизводили только согласные звуки.
Известно, что древнеегипетский язык относится к семито-хамитской языковой группе. [5, с. 357358]
В древнеегипетском языке, как и в любом другом, многие слова содержали одни и те же согласные, но различались по составу гласных. И чтобы не смешивать друг с другом эти слова, к обозначению согласных прибавляли поясняющий знак, показывающий к какой группе значений, относится это слово, этот знак играл роль определителя.
Приведем пример из русского языка. Представьте себе, что мы с вами пользуемся египетским принципом письма. Может быть множество слов, содержащих согласные сн: сон, сан, сени, сено, сын, сани, соня, осень, Сеня (имя). И вот слово сын надо было бы обозначить: сн + знак мужчины; сан — сн + знак вельможи; сени — сн + знак дома; сено — сн + знак поля; сани — сн + знак «двигаться»; осень — сн + знак времени года; Сеня — сн + специальный знак для собственных имен, а сон — сн + отвлеченное понятие.
2 Документы Древнего Египта
С давних времен люди пытались передавать свои знания и опыт из поколения в поколение. Сначала, в первобытном обществе - с помощью нечленораздельных звуков, мимики и жестов. Затем появились наскальные изображения, чуть позднее, с появлением речи, накоплением знаний и опыта, возникает необходимость фиксации информации. [4, с. 98]
А в наше время можно выделить конкретную отрасль управленческой деятельности, занимающуюся фиксированием и обработкой информации (документированием). Это очень тяжелый, кропотливый труд, требующий большого внимания и напряжения Чудинов В.А. Загадки славянской письменности. М.: Вече, 2002. 62 с. [8, с. 314]
С давних времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы имеем возможность узнать историю своей страны, ее героическое прошлое, особенности быта своего народа, правовые и этические нормы взаимоотношений между обществом и государством, а также между людьми.
Необходимость создания документов возникла одновременно с появлением письменности. Более того, считают, что именно потребность в создании различных документов повлекла за собой появление письменности, как способа изложения информации не только личного, но и государственного значения. [11, с.98]
Уже в V в. до н.э. древнеримский плебс требовал введения четких "писаных" законов. Создание зафиксированных на бумаге законов и правил было также главным требованием средневековых восстаний. Когда же появились законы, от делопроизводителя требовалась абсолютная точность формулировок и безукоризненное знание формы изложения, иначе документ терял силу Бойко П.И. Загадки древних страниц. М: Наука, 1996. 105 с..
5
Заключение
Долгое время человеку было достаточно лишь своей памяти, чтобы сохранить все имеющиеся знания, но мир не стоит на месте, и событий, фактов, открытий становилось все больше и больше, а значит, требовались определенные способы их фиксации, благодаря чему и возникли шумерская клинопись, китайские, майяские и египетские иероглифы, микенское линейное письмо.
Особенно интересна в этом списке именно иероглифика Древнего Египта как одна из самых древних и своеобразных.
Когда египтяне научились писать, они не использовали иероглифы в привычном для современности формате.
Первая клинопись не передавала информацию — она была священной, носила мистический характер. С помощью символов записывали молитвы, рассказывали про богов, просили их благословения.
Некоторых людей за плохое поведение могли даже проклясть. Со временем письменность начала использоваться активнее. Люди могли кратко описать быт или историю. Свитками из папируса передавали послания соседям или общались внутри большого государства.
Важное значение также имела священная составляющая. Например, при захоронении на гробах или саркофагах писали послания богам или наставления для перехода души в лучший мир.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1) Ващева И.Ю., Кузина Н.В., Сивкина Н. Ю. Всемирная история: учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / И.Ю. Ващева, Н.В. Кузина, Н.Ю. Сивкина. – Нижний Новгород: изд-во ННГУ, 2019. – 154 с.
2) Вологдин, А. А. История государства и права зарубежных стран Древнего мира: учебное пособие для вузов / А. А. Вологдин. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 162 с.
3) Всемирная история в 2 ч. Часть 1. История Древнего мира и Средних веков: учебник для вузов / Г. Н. Питулько, Ю. Н. Полохало, Е. С. Стецкевич, В. В. Шишкин; под редакцией Г. Н. Питулько. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 129 с.
4) Гриненко, Г. В. Философия Древнего мира. Античная философия: учебное пособие для вузов / Г. В. Гриненко. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 145 с.
5) Исаев, М. А. История государства и права зарубежных стран в 2 т. Т. 1. Введение в историю права. Древний мир: учебник для вузов / М. А. Исаев. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 423 с.
6) История Древнего мира: учебник и практикум для вузов / под общей редакцией Т. В. Кудрявцевой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 437 с.
6
7) Лебедев, В. Ю. История религий : учебник для вузов / В. Ю. Лебедев, А. М. Прилуцкий, А. Ю. Григоренко ; под редакцией В. Ю. Лебедева, А. М. Прилуцкого. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 456 с.
8) Несмелова, М. Л. История Древнего мира. Конспекты уроков в 3 ч. Часть 3: практическое пособие / М. Л. Несмелова, А. Ю. Несмелов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 335 с.
9) Поляк, А.Н. Маркова. Всемирная история: Учебник для вузов/ Под ред. –Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2015. –496с.
10) Суровень, Д. А. История государства и права зарубежных стран. Древний мир: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Д. А. Суровень. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 709 с.
11) Тураев, Б. А. Древний Египет / Б. А. Тураев. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 154 с.
12) Флиттнер, Н. Д. В стране пирамид / Н. Д. Флиттнер. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 162 с.