Фрагмент для ознакомления
2
Основные типы конкурентных рынков:
1) совершенной (чистой) конкуренции;
2) монополистической конкуренции;
3) олигополии;
4) монополии (или, как иногда говорят, чистой монополии). Главное отличие между ними — в соотношениях сил продавцов и покупателей, т.е. в возможности каждой из этих сторон рынка влиять на формирование рыночных цен к своей выгоде.
Равны возможности покупателей и продавцов только на рынке совершенной (чистой) конкуренции. При всех остальных типах рынка влияние продавцов оказывается больше влияния покупателей, достигая максимума при чистой монополии.
Существует также рыночная ситуация, называемая монопсонией, когда на рынке имеется всего один покупатель, диктующий свою волю продавцам (например, при командной системе таким монопсонистом являлось государство как покупатель на рынке труда — ведь все работали на государственных предприятиях).
Для рынка совершенной (чистой) конкуренции характерно, что в борьбе за внимание и деньги покупателей между собой сталкиваются множество производителей однотипных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы ему навязать остальным выгодные себе условия сбыта.
Именно так конкурируют между собой, в частности, мелкие производители сельскохозяйственной продукции или мелкие фирмы в сфере услуг (несетевые, т.е. не входящие в одну крупную фирму, например парикмахерские в большом городе).
При такой конкуренции рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые примерно равны друг другу по рыночной силе, а потому здесь никто не может навязать партнеру по сделке купли-продажи свою волю и все вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия) на равных.
Говоря о рыночной силе продавца, экономисты понимают под этим его способность заставить покупателей платить за товары более высокую цену, чем у конкурентов. Соответственно под рыночной силой покупателя экономисты понимают его способность заставить продавцов продавать товары дешевле, чем другим покупателям. Скажем, если в городе только один магазин бытовой техники, то он может навязать покупателям более высокие цены — ведь больше эту технику в городе купить негде. Но стоит открыться еще нескольким таким магазинам, как рыночная сила первого продавца упадет — ему теперь уже будет куда труднее навязывать покупателям свои высокие цены.
Рынок совершенной (чистой) конкуренции — рынок, на котором продавцы предлагают практически идентичный товар и обладают крайне малой властью над уровнем рыночной цены.
В такой ситуации достоинства рыночных механизмов (впрочем, как и их недостатки) проявляются наиболее полно.
О возникновении на рынке монополистической конкуренции экономисты говорят в следующих случаях:
1) имеется много конкурирующих фирм;
2) для удовлетворения одной и той же потребности эти фирмы предлагают различающиеся между собой товары;
3) у каждой фирмы имеется некоторая возможность влиять на цену, по которой она продает свои товары;
4) существующие фирмы не могут преградить вход на рынок новым конкурентам.
Характерными примерами такого рода товарных рынков являются рынки продуктов питания, одежды, мебели и т.д. Например, все пальто различных швейных фирм удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей — обеспечивают им защиту от непогоды. Но каждая фирма, изготавливающая пальто, предлагает товары, несколько отличающиеся друг от друга материалом, покроем, отделкой, цветовой гаммой. При этом определенный тип пальто предлагается на рынок только одной фирмой, обладающей авторскими правами на совокупность свойств своей продукции (такую совокупность часто называют торговой маркой, или брендом).
На таком рынке монополистическая власть каждой фирмы состоит лишь в праве на изготовление особой разновидности товара и предложение ее на рынок по самостоятельно назначенной цене, но не в контроле над рынком всех товаров однотипного назначения и возможности диктовать рыночную цену.
Рынок монополистической конкуренции — ситуация, характеризующаяся тем, что для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям много разновидностей заменяющих товаров с существенными отличиями, но при этом каждая разновидность предлагается на рынок только одним продавцом.
Такой тип конкуренции в настоящее время наиболее распространен во всех развитых странах. Так живут следующие отрасли экономики:
1) где для организации производства не нужно создавать особенно крупные предприятия, и потому не требуется особенно крупного капитала (невысок барьер для входа на рынок);
2) возможно создание многих разновидностей товара, удовлетворяющего определенную потребность;
3) права отдельной фирмы на исключительное изготовление созданной ею разновидности товара можно защитить с помощью авторских прав и прав на товарный знак, т.е. с помощью патентов. Именно в силу такой защиты прав изготовителя на исключительное владение фирменным названием и секретами производства другие фирмы не могут выпускать свою продукцию под тем же именем и с точно такими же свойствами, как продукция, защищенная патентом.
Рынок олигополии — рынок, для которого характерно, что одинаковые или сходные товары здесь производит небольшое число крупных фирм, которые и конкурируют между собой. При этом каждая фирма может оказывать существенное влияние на цены, по которым продаются ее товары.
Ситуация олигополии возникает обычно в тех отраслях, где сама технология диктует предпочтительность создания крупных производств. И экономически рациональный масштаб этих производств оказывается таков, что все нужды рынка могут быть