Фрагмент для ознакомления
2
Лабораторная работа № 16 «Определение длины световой волны»
Задание:
1) Используя данные таблицы и формулы в описании лабораторной работы выполнить расчеты и заполнить таблицу.
2) Ответить на вопросы для самоконтроля
Вопросы для самоконтроля.
8.1. Что называется дифракцией света ?
8.2. Каков диапазон длин волн видимой части спектра ?
БЛАНК ОТЧЁТА О ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ № 16 «Определение длины световой волны»
Таблица 1. Результаты измерений и вычислений длины световой волны.
Период дифр. решетки
d, M
Порядок спектра К
Расстояние от дифр. Решетки до экрана b, M
Видимые границы спектра
Фиолетовых лучей
Видимые границы спектра красных лучей
Длина световой волны
Слева
а Л,
mm
Справа
а пр,
mm
Среднее
а ср,
mm
Слева
а Л,
mm
Справа
а пр,
mm
Среднее
а ср,
mm
Фиол.
лучи
Ф , нМ
Красн.
лучи
кр, нМ
10 -5 1 0,4 15 17 16,5 32 32 32,0 412,5 800,0
10 -5 2 0,4 30 32 31,0 62 64 63,0 387,5 787,5
1.Цель и задачи лабораторной работы № 1.
1.1.Цель работы.
- Целью работы является приобретение практических навыков определения длины
световой волны.
1.2.Задачи работы.
- Приобретение навыков пользования дифракционной решеткой.
- Закрепление навыков расчета относительной погрешности.
2.Содержание лабораторной работы.
2.1. Теоретическая часть.
- Освоение расчета длины световой волны
2.2. Практическая часть.
- Освоение методики определения длины световой волны для красной и фиолетовой
границ спектра
- Заполнение бланка отчета и защита работы
3. Оснащение лабораторной работы.
3.1. Оборудование.
3.1.1. Прибор для определения длины световой волны.
3.1.2.Подставка для прибора.
3.1.3. Дифракционная решетка.
3.1.4.Электролампа.
7. Рекомендации студентам по выполнению лабораторной работы
7.1. Условия и организация работы
7.1.1. Выполнение работы предусматривает теоретическую и практическую часть.
Выполнение практической части предполагает наличие у студентов знаний об
электромагнитной природе света, дифракции света, дифракционной решетке.
7.1.2. В теоретической части студенты проводят расчеты
- синуса угла по формуле
Sin = a cp / b , где
а – расстояние от нулевого деления до середины соответствующей линии
b - расстояние от экрана прибора до дифракционной решетки
- длины световой волны для красных и фиолетовых лучей по формуле
= d Sin / к, где
- длина световой волны,
d – постоянная решетки,
к – порядок спектра
- среднего значения длин волн красных и фиолетовых лучей по результатам измерений и
вычислений для линий первого и второго порядка спектров.
7.1.3. В практической части студенты
- Устанавливают лампу на демонстрационном столе и включают ее.
- Смотрят через дифракционную решетку, направив прибор на лампу так, чтобы через окно
экрана прибора была видна нить лампы.
- получают на экране прибора четкое изображение спектров 1-го и 2-го порядков.
- Измеряют по шкале бруска расстояние от экрана прибора до дифракционной решетки.
- Определяют расстояние от нулевого деления шкалы до середины фиолетовой полосы как
Слева ал так и справа ап для спектров 1-го порядка
- Такие же измерения выполняют и для красных полос дифракционного спектра.
- Затем измерения выполняют для спектров 2-го порядка.
- Заполняют бланк отчета.
7.1.4. После заполнения бланка отчета студенты
- Отвечают на вопросы для самоконтроля.
- Предъявляют бланк отчета преподавателю.
7.2. Последовательность и технология выполнения работы.
7.2.1. Установить лампу на демонстрационном столе и включить ее.
7.2.2. Смотреть через дифракционную решетку, направив прибор на лампу так, чтобы через
окно экрана прибора была видна нить лампы.
7.2.3. Получить на экране прибора четкое изображение спектров 1-го и 2-го порядков.
7.2.4. Измерить по шкале бруска расстояние от экрана прибора до дифракционной решетки.
7.2.5. Определить расстояние от нулевого деления шкалы до середины фиолетовой полосы