Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1. Опишите основные этапы развития психологии. Обозначьте, с именами, каких философов, ученых, психологов связаны этапы развития психологии. Раскройте их представления (о душе, сознании, поведении, психике) в зависимости от этапа.
Этапы развития психологии Особенности развития этапа. Представления философов, ученых (психологов) о предмете науки
1 этап На протяжении длительного промежутка времени психология была областью описательных знаний, прежде чем стать наукой, которая изучает процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, мышления, чувств и иных процессов, и явлений психики.
У ионийских натур-философов – Фалеса, Анаксимена и Гераклита – душа трактуется как оживотворяющая людей и животных форма элемента, который образует первоначало мира (вода, воздух, огонь). Не было границ между живым, неживым и психическим.
Позднее сформировались две противоположные точки зрения на психику: материалистическая Демокрита и идеалистическая Платона.
Первая попытка систематизировать знания о психике была предпринята философом-энциклопедистом Аристотелем. Сущность души, по мнению Аристотеля, – реализация биологического существования организма. Учение Аристотеля стало базой нового психологического мировоззрения – душа перестала трактоваться как мифологический двойник тела и впервые была осмыслена как организующий механизм жизнедеятельности живыхсуществ. В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к буржуазной в значительной степени решил проблему освобождения науки и искусства от догматов и ограничений церкви.
2 этап В XVII в. были заложены методологические предпосылки научного понимания психики и сознания. Душа начинает трактоваться как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. Формируются принципы научного познания, переносящиеся и на изучение человека. С этого момента природа рассматривается как грандиозный механизм, который действует по физическим законам, а человек – как особый механизм, в котором уже нет места для мистической души (Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт).
Крупные достижения в психологии в XVIII в. тесно связаны с достижениями в естествознании, кардинальными изменениями в мировоззрении, философском осмыслении бытия. Формируется концепция историзма: жизнь людей соотносится с развитием общества в качестве закономерного исторического процесса.
Конец XVIII – начало XIX в. характеризуется крупными изменениями в исследовании нервной системы, физиологии головного мозга, органов чувств. Основатель экспериментальной психологии – это немецкий философ, психолог и физиолог Вильгельм Вундт.
3 этап Одну из главных ролей в выделении психологии в качестве самостоятельной отрасли знания сыграли разработка метода условных рефлексов в физиологии и практика лечения психических заболеваний, в том числе проведение экспериментальных исследований психики.
В начале XX в. основатель бихевиоризма Д. Уотсон предлагает программу построения новой психологии. Бихевиоризм признавал в качестве единственного объекта психологического изучения поведение, поведенческие реакции. Сознание как явление, которое не поддается наблюдению, было исключено из сферы бихевиористской психологии.
4 этап Для него характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную область знания, обслуживающую интересы практической деятельности человека.
Научные течения в психологии классифицируются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному полю, объяснительным схемам. Психологическая реальность человека предстает в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально, другие либо совсем не изучаются, либо получают слишком узкую интерпретацию.
1. Исторически развитие психологии в качестве самостоятельной науки тесно связано с поиском своего предмета исследования, которым в разное время являлись разные абстрактно выраженные стороны психологии человека: сознание и его проявления, поведение, бессознательная психика, целостные психические структуры, личность, деятельность и т.п.
2. Отдельные проекции целостной психологии человека в качестве базовых категорий объяснительных принципов природы психического выделялись в отдельные научные школы и направления
3. Каждая научная школа на основе своей категории и одностороннего представления о природе психического выстраивала собственное представление о человеке, на базе которого формировались различные практики и психотехники
4. Односторонность и неполнота представлений о психологии человека во многих научных школах ограничивали возможность решения разнообразных жизненно важных проблем реальных людей
Задание 2. Заполните таблицу, указав, какие проблемы изучает каждая из перечисленных отраслей психологии.
Отрасли психологии Проблемы, которые изучают отрасли психологии
Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности, как люди общаются и взаимодействуют друг с другом, что они думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу, выявляет, как социальные условия влияют на поведение людей, изучает те изменения, которые происходят с психикой человека под влиянием общения с другими людьми и те общности, внутри которых осуществляется это прямое.
Педагогическая психология изучает закономерности развития человека в условиях обучения и воспитания. Предметом педагогической психологии являются факты, механизмы и закономерности освоения социокультурного опыта человеком, закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса.
Возрастная психология изучает динамику психической жизни человека в рамках данного возраста, т.е. онтогенез.
Общая психология изучает общие закономерности и особенности взаимодействия человека с внешней средой, обусловленные системно-структурными механизмами его психики.
Основные проблемы психологии:
- возникновение и развитие психики;
- сознание человека как высшая форма психики;
- обусловленность психики человека биологическими и социально-историческими факторами;
- нейрофизиологические основы психической деятельности;
- структура психики человека;
- закономерности формирования психических образов;
- отражательно-регуляционная сущность познавательных, волевых и эмоциональных процессов;
- индивидуально-психологические особенности личности;
- психологические особенности поведения человека в социальной среде;
- психология конкретных видов человеческой деятельности.
Медицинская психология изучение изменения отдельных психических функций при соматических и психических заболеваниях;
- исследование типов личности пациента (акцентуации и аномалии) определяющих реакцию пациента на болезнь;
- изучение психологии медицинского работника и их взаимоотношения;
изучение психологии лечебного взаимодействия медицинской этики и деонтологии;
- исследование психического профиля больных при различных патологиях;
- изучение отклоняющегося (дивиантного) поведения;
- исследование возрастной и клинической психологии;
- изучение психологии семейных отношений;
- психокоррекция, психотерапия и психологическое консультирование.
Дифференциальная психология изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп. Такой подход существенно отличается от других: часто в современной психологии пытаются выделить общие психологические процессы, которые характерны у всех людей.
Психология труда изучает условия, пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.
Инженерная психология 1) анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами, в частности компьютерами.
2) исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними;
3) анализ психологической структуры деятельности оператора;
4) исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов;
5) исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорного «входа» человека;
6) анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решения, психологических механизмов регуляции деятельности операторов;
7) исследование процессов формирования команд и выполнения управляющих действий человеком, характеристик его речевого и моторного «выхода»;
8) разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля;
9) анализ и оптимизация процессов обучения операторов.