Фрагмент для ознакомления
2
1. Согласно взглядам Фомы Аквинского, по своей функции в государстве право выступает как «некоторый вид плана, направляющего к цели действия» людей.
ОТВЕТ: Основные идеи: 1).функция права – направлять действия людей; 2) норма права создается госорганами, общеобязательна для всех граждан.
2. Что такое интегративное правопонимание?
ОТВЕТ: Интегративная концепция права - тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как единстве правовых идей, норм и отношений (действий), в которых идеи, нормы реализуются и воспроизводят себя. Это право, выраженное в идеях (принципах), получивших законодательное признание и подтверждение (осуществление) в правовой деятельности.
3. Каковы пределы правового и морального регулирования общественных отношений?
ОТВЕТ: Поскольку не все общественные отношения подвергаются правовому регулированию, а лишь имеющие нормативный и формально-определенный характер, поэтому деятельность по правовому регулированию общественных отношений имеет определенные границы - пределы правового регулирования. За этими пределами деятельность государства по усилению норм права является произволом. Пределы правового регулирования - границы государственного вмешательства в систему общественных отношений. Можно говорить о таких границах в системе общественных отношений, объективно нуждающихся в правовом регулировании; в деятельности государства по формированию новых правовых отношений, которых ранее не было в этом обществе; использование государством способов. Правовое регулирование обладает рядом способов (императивных, диспозитивных). Т.о. в теории права выделяются пределы правого регулирования, связанные со сферой внутренней свободы личности и связанные с сущностью регулируемых отношений, так, не подлежат регулированию частные отношения людей (дружба, любовь); культ и экономический уровень развития общества.
4. Проанализируйте любой федеральный закон (по выбору) на предмет обнаружения в нем принципов права, регулирующих соответствующую область общественных отношений. Перечислите принципы и раскройте их содержание.
ОТВЕТ: В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" выявлены следующие принципы права, регулирующие сферу образования (ст. 3):
1) признание приоритетности образования (провозглашение приоритетности образования непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляют обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ).
2)обеспечение права каждого человека на образование (принцип, гарантирующий каждому право на образование (ст. 43 Конституции РФ, Всеобщая декларации прав человека, Международный пакт об экономических, культурных и социальных правах, Конвенция о правах ребенка и др.), недопустимость дискриминации в сфере образования (под дискриминацией в области образования понимается «всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношения в области образования» (ст. 1 Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, заключенной в Париже в 1960 г. и ратифицированной СССР в 1962 г.));
5. Проанализируйте нижеприведенный текст. Аргументируйте свое согласие или несогласие с позицией автора.
«Правовой прецедент может быть только судебным, а не административным. Это связано с тем, что суверен независимого политического общества неодинаково регулирует деятельность создаваемых им органов. Скажем, отчетливо проявляется его стремление тщательно регламентировать порядок выполнения своих функций учреждениями судебной власти, в то же время исполнительным органам представляется большая свобода усмотрения. В ее рамках они, если считают недостаточными для решения своих задач имеющиеся юридические правила, издают нормативно-правовые акты по проблемам, над которыми работают. При этом используются правотворческие полномочия, предоставленные таким структурам явными приказами суверена. Поэтому в иных способах действий в указанной ситуации, в частности, в формулировании прецедентов, являющихся молчаливыми приказами суверена, исполнительные учреждения не нуждаются.
ОТВЕТ: Данный текст является иллюстрацией принципа разделения властей на примере разделения судебной и исполнительной власти. Следует согласиться с позицией автора по рассматриваемому вопросу. Судебный прецедент - это решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов низшей инстанции при решении аналогичных дел.
6. Найдите и ознакомьтесь с проектом закона о нормативных правовых актах (любую его версию).
Нужен ли в современной России закон о нормативных правовых актах? Каковы преимущества принятия этого закона? Каковы недостатки принятия этого закона, если они имеются?
ОТВЕТ: 1)Проект Федерального закона "О нормативных правовых актах в Российской Федерации" (подготовлен Минюстом России) (не внесен в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.12.2014) – в базе КонсультантПлюс.
2)Проект федерального закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации» (инициативный законопроект). – М.:Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, 2013 .
7. На предприятии правилами внутреннего трудового распорядка установлено время начало рабочего дня.
В один день на одинаковое время опоздали трое сотрудников, занимающих одинаковые должности, – Иванов, Петров и Сидоров. К Сидорову применено дисциплинарное взыскание – замечание, к Петрову – выговор, а в отношении Иванова директор фирмы ограничился устным замечанием. Является ли практика применения устного замечания к Иванову формальным источником права, на которые можно ссылаться Петрову и Сидорову при обжаловании дисциплинарных взысканий в комиссию по трудовым спорам или в суд? Ответ аргументируйте.
ОТВЕТ: Формальные источники права – это определенные и установленные способы выражения и закрепления государственных правовых норм.
Трудовые отношения регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ). ТК РФ является единственным формальным источником права, регулирующим порядок наложения дисциплинарных взысканий в РФ. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор;
8. «Создание нормативных правовых актов – так называемая правотворческая деятельность – деятельностью не является, ибо сама по себе никаких изменений в окружающем мире не производит, являясь лишь предпосылкой возможных изменений» (Филиппова С. Ю. Инструментальный подход в науке частного права. М.: Статут, 2013 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»).
Аргументируйте свое согласие или несогласие с приведенным суждением с позиций общего понимания структуры человеческой деятельности.
ОТВЕТ: Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности. Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.
9. Приведите примеры конкретных интерпретационных актов правотворчества и интерпретационных актов правоприменения. В чем различие между этими видами актов?
ОТВЕТ: Интерпретационные акты правотворчества - правовые акты, изданные в порядке аутентичного или легального толкования. Такими актами являются указы, постановления, разъяснения, конкретизирующие ранее изданные нормативные акты.
Эти интерпретационные акты имеют «двойную» юридическую природу: будучи органической частью системы (подсистемы) интерпретационных актов, они в то же время являются результатом правотворческой деятельности компетентных органов. В этой второй плоскости они представляют собой источники права, содержащие конкретизирующие юридические нормы (сохраняя одновременно свои «интерпретационные» качества, в частности зависимый характер от толкуемых норм).
10. В каких случаях не допускается распространительное толкование правовых норм?
ОТВЕТ: При распространительном толковании содержание (смысл) толкуемой нормы оказывается шире ее текстуального выражения. Перечень случаев, требующих распространительного толкования, нередко сопровождается выражениями “и т. д.”, “и другие”. Но такое толкование возможно и без указания о том в законе. Говоря о распространенном толковании, следует отличать это понятие от понятия расширительного толкования закона.
Расширительное толкование закона есть распространение его на случаи, которые не охватываются смыслом нормы права и которые законодатель, создавая закон, не имел ввиду. Расширительное толкование представляет собой процесс создания новой правовой нормы. Оно уже, строго говоря, не есть толкование.
11. Какое значение имеет классификация правоотношений на виды?
ОТВЕТ: Правовые отношения могут классифицироваться по различны основаниям
1)в зависимости от предмета правового регулирования: конституционные, административные, уголовные, гражданские и др.
2)в зависимости от характера – на материальные (финансовые, трудовые и др.) и процессуальные (гражданско-правовые, уголовно-правовые),
3)в зависимости от функциональной роли - на регулятивные (возникают на основе норм права или договора) и охранительные (связаны с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности),
4)в зависимости от природы юридической обязанности – на пассивные (связанные с осуществлением запретов, пассивных обязанностей – правоотношения собственности), и активные – связанные с осуществление определенных положительных действий – правоотношения займа,
5)в зависимости от состава участников – на простые, возникающие между двумя участниками (правоотношения купли-продажи), и сложные, возникающие между несколькими субъектами (правоотношения отбывания уголовного наказания),
6)в зависимости от продолжительности действия – кратковременные (правоотношения мены), и долговременные (правоотношения гражднства),
в зависимости от степени определенности сторон – на относительные, абсолютные и общие.
12. В чем отличие юридических прав и юридических обязанностей как элементов объективного права от субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей?
ОТВЕТ: Объективное право существует как явление, практически не зависящее от воли конкретного субъекта. Объективное право — регулятор общественных отношений, оно формируется постепенно. Люди в своей жизни вступают в многочисленные отношения, чтобы удовлетворить разнообразные потребности — в товарах, услугах, в создании семьи, в трудовой деятельности и т.п. В соответствии с этим со временем формируются нормы, устоявшиеся правила поведения, которые становятся нормами права. Поэтому к такому понятию права применяют термин «объективное». Субъективное право представляет собой притязания субъекта на возможное поведение (право на образование, право участвовать в выборах органов государственной власти и т.д.); это право принадлежит отдельному субъекту, его использование зависит от его воли, именно поэтому оно именуется субъективным. Право в субъективном смысле — это право на что-то, на какие-либо действия, например, право на труд, право на образование, право покупателя по договору купли-продажи требовать передачи оплаченного товара. При этом субъективное право закрепляется в тех самых нормах, совокупность которых образует право объективное.
13. Приведите примеры законных интересов и способов их защиты. Ответ аргументируйте.
ОТВЕТ: законные интересы, т. е. интересы, находящиеся в сфере действия права. Данная категория вызвана к жизни тем, что интерес участников правоотношения не в полной мере обеспечивается субъективными правами. Например, к законным интересам можно отнести заинтересованность гражданина победить на выборах и стать депутатом представительного органа власти. Или истец заинтересован получить в полном размере компенсацию за моральный ущерб, или приобрести право собственности на самовольную застройку на принадлежащем ему земельном участке. Законный интерес можно определить как социальное благо, не противоречащее действующему законодательству и обусловленное допускаемой государством юридической возможностью удовлетворять с помощью этого блага свои потребности.
14. Правомерно ли утверждение о том, что процесс непосредственной реализации права проще, а применения права – сложнее. Ответ аргументируйте.
ОТВЕТ: Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.
Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.
Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.
15. Назовите особенности юридического познания, которые отличают его от иных видов социального познания.
ОТВЕТ: Глобальной задачей сообщества юристов является торжество справедливости в отношениях между индивидами, организациями и остальными субъектами социальной жизни. Выполнение этой задачи требует решения множества технологических проблем (законы, институты, деятельность судов и т. п.). Эти проблемы и являются первым вектором, направляющим юридическое познание. Второй вектор — сама справедливость. Но ее постижением юристы занимаются совместно с представителями других «специальностей». Глобальной задачей сообщества юристов является торжество справедливости (философов, моралистов, политиков, религиозных и общественных деятелей).
16. Какая позиция представляется более продуктивной для юридической практики: о пробельности или беспробельности права и почему?
ОТВЕТ: Рассматривая непосредственно вопрос о пробельности и беспробельности права, следует отметить, что эта проблема уже долгое время вызывает споры философов и юристов. Согласимся с В.В. Лазаревым в том, что разнообразные точки зрения о беспробельности права основаны на двух исходных постулатах:
1) обожествление права (французского просветителя Ш. Монтескье "О духе законов" и работа итальянского просветителя Ч. Беккариа "О преступлениях и наказаниях");
2) логическая замкнутость права (Иеринг, Бергбом, Регельсбергер, Дернбург, Кельзен, Васьковский) Лазарев В.В., Науч. ред.: Безин А.К.:Пробелы в праве. Вопросы понятия пробелов и критика теорий беспробельности права // Изд-во Казан. ун-та. Казань. с. 96. 1969.
17. Приведите примеры из судебной и иной правоприменительной практики на каждый вид юридических коллизий.
ОТВЕТ: Юридическая коллизия (лат. collisio — «столкновение») — разногласия или противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти. В юридической практике встречаются следующие виды юридических коллизий:
1). между конституцией и другими актами. В этом случае коллизия разрешается в пользу конституции в силу ее правовых свойств — она обладает высшей юридической силой. Например, Постановление Конституционного Суда РФ от 04.04.2002 N 8-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с запросами Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) и Совета Республики Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея";
ОТВЕТ: Противоправность - один из признаков, свойств правонарушения, свидетельствующий о несоответствии деяния предписаниям норм права, нарушающий установленное в них правило. Это формальный критерий, заключающийся в сопоставлении характера деяния субъекта с моделью того правила, которое содержится в нарушенной норме права.
18. Чем отличаются уголовные и административные правонарушения?
ОТВЕТ: Любое деяние, которое запрещается на законодательном уровне, является нарушением. Нарушение разделяются на два вида: преступление и правонарушение. Преступления относятся к ведению Уголовной области права, а значит, перечислены в соответствующем кодексе. Правонарушения, регулируются Кодексом об административных правонарушениях. Чаще всего они, представляют собой мелкие или небольшие проступки, которые законодательно запрещены, но либо не влекут за собой опасных для общества последствий, либо они могли быть, но не наступили. Яркий пример, это Дорожно-транспортное происшествие.
19. Приведите примеры малозначительности деяний со ссылками на судебную практику.
ОТВЕТ: В ч.2 ст. 14 УК РФ говорится: «Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественно опасности, т.е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу или государству».
Малозначительное деяние следует отличать от ситуаций, когда содеянное не расценивается в качестве преступления и подпадает под определение административного, гражданского и прочего правонарушения.
Например, при грубом нарушении общественного порядка, выражающем явное неуважение к обществу, но не сопровождающемся применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, речь идет не о «малозначительном» хулиганстве и соответственно основании неприменения ст. 213 УК РФ, а о мелком хулиганстве, преследуемом в административном порядке.
20. Какое практическое значение имеет конструкция «объективно-противоправное деяние»?
ОТВЕТ: «Объективно-противоправное деяние» представляет собой разновидность нетипичного варианта правового поведения – действие, нарушающее нормы права, но не наносящее при этом вреда. Сюда относятся противоправное деяние недееспособного лица и безвиновное действие. Подобные варианты поведения зачастую отождествляются с правонарушениями. Однако они таковыми не являются, ибо здесь отсутствует важный признак правонарушения, один из элементов его состава – общественная вредность (дееспособность субъекта, его вина).
21. Покажите место и роль правоохранительной деятельности в различных стадиях и элементах механизма правового регулирования.
ОТВЕТ: Идею механизма воздействия права на общественную жизнь выдвинул Н. Г. Александров. В своих работах он определил основные звенья правового воздействия на условия общественной жизни и те правовые категории, которые фиксируют внутренние взаимосвязи и работу данного механизма.
Правовое регулирование включает следующие стадии:
1) издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений) - правоохранительная деятельность (далее - ПД) направлена на соблюдение законности в процессе издания правовых норм;
2) возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей – ПД регулятивного и охранительного характера;
3) реализация субъективных прав и субъективных юридических обязанностей, воплощение их в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения – охранительная сторона ПД;
4) применение права. Для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание актов применения права. Это факультативная стадия правового регулирования, которая может существовать между первой и второй или второй и третьей стадиями.
В соответствии с перечисленными стадиями правового регулирования выделяются четыре основных элемента его механизма: а) норма права; б) правоотношение; в) акты реализации прав и обязанностей; г) акты применения права.
22. Применимо ли к юридической деятельности известное выражение Н. Макиавелли «Цель оправдывает средства»? Каковы возможные юридические последствия реализации этого утверждения в практике осуществления различных видов юридической деятельности?
ОТВЕТ: В разработке теории политики Макиавелли стоял на прагматических и утилитарных позициях (т.е. практически полезных, направленных на извлечение материальной пользы), следуя принципу «цель оправдывает средства» и четко разграничивая политику и мораль. Он решительно остаивал смелость и решительность, уверенность и гибкость в проведении политики, выступал за соединение в политике «черт льва и лисицы», отмечая, что «необходимо быть лисой, чтобы разглядеть западню, и львом, чтобы сокрушить волков». Дословно цитата звучит так: «Из всех зверей пусть государь уподобится двум – льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса – волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Тот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верным своему обещанию, если это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание.»
23. Найдите в текстах действующих законов и подзаконных нормативных правовых актов примеры правовых ограничений. Ответ аргументируйте.
ОТВЕТ: Правовое ограничение - это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Общие признаки реализации правовых ограничений: они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите; сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т. п.; обозначают собой отрицательную правовую мотивацию; предполагают снижение негативной активности; направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.
24. Всегда ли нарушение законов является следствием правового нигилизима? Ответ аргументируйте.
ОТВЕТ: Нигилизм правовой (от лат. Nihil — ничто, ничего) — отрицание права, законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу и, в целом, тормозить развитие правовой системы. Это отношение индивидов к праву, заключающееся в неготовности исполнять законы, возникает на основе низкого уровня правовой культуры.
25. В чем сходство и в чем отличия законности и реализации права?
ОТВЕТ: Сходства законности и реализации права:
1). обусловлены единой системой политических, экономических и идеологических факторов. Они формируются и охраняются единым государственным аппаратом, в их основе лежит единая система правовых актов.
2). Имеют единую цель: обеспечение организованности и нормального функционирования общества.
Различия между законностью и реализацией права:
26. Какое практическое значение имеет сравнительно-правовой метод для правоприменительной деятельности судьи, прокурора, следователя и для адвокатской деятельности?
ОТВЕТ: Сравнительно-правовой метод выступает как один из конкретных способов применения общенаучных методов в исследовании правовых явлений. Подобным образом сравнительно-правовой метод чаще всего и интерпретируется в юридической науке. В изучении правовых явлений сравнительно-правовой метод может реализовать все свои возможности лишь в том случае, если само применение его будет строго системным, целенаправленным. При всем многообразии возможных частных методик исследовательский метод должен выступать как внутренне последовательный и согласованный во всех своих звеньях, представлять собой стройную иерархию разных уровней правового исследования.
Сравнительно-правовой метод является по своей природе комплексным. Он основан на философии, использует формально-логические приемы, такие как сравнение, аналогию и т.д. Родоначальником данного метода считается Аристотель, который провел сравнительно-правовое исследование, чтобы сделать выводы о закономерностях политической организации. Он собрал, сравнил и проанализировал конституции 158 греческих и варварских городов.
Различают такие виды сравнения, как синхронное и диахронное; внутреннее и внешнее; микро- и макросравнение; нормативное и функциональное.
27. Какое значение на ваш взгляд имеет для юриста изучение истории и экономики?
ОТВЕТ: Профессиональные возможности юриста распространяются на специализированные структуры, т.е. судебные, правоохранительные органы, структуры юридических услуг, а также на общие управленческие и хозяйственные структуры. При этом многие юристы, сохраняя звание юриста по образованию, занимаются деятельностью, которая юридической формально может и не считаться. Но сама подготовка юристов, круг их знаний и навыков, связи, манера решения проблем оказываются здесь очень полезными.