Фрагмент для ознакомления
2
МЕТОДИКА ОРФОГРАФИИ
1. Оцените разнообразие видов упражнений, последовательность их предъявления.
Ответ: Фонетико - графические упражнения
Служат для различения детьми звуков и букв. Для этой цели используются такие упражнения:
- обозначьте звуки (в произносимом слове) буквами;
- определите звуковое значение выделенных слов;
- расположите слова по алфавиту;
- подчеркните буквы, не совпадающие со звуками.
Лексико- фразеологические упражнения
4. Какие орфографические умения, и на каких этапах обучения отрабатываются при выполнении следующих задач?
• Спишите (орфограммы не пропущены), отметьте точками все безударные гласные.
• Выпишите слова (орфограммы могут быть и написаны, и попущены) с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением, в один столбик, в непроверяемыми – в другой. К словам первого столбика приписывайте проверочные, обозначайте орфограммы.
• Запишите сначала слова, называющие один предмет, а потом – много. Ставьте ударение. Гласные подчеркивайте (п.ля, м.ря, и т.д.).
• Спишите предложения, перед словами с пропущенными буквами в скобках укажите проверочные; обозначайте орфограммы.
• Запишите предложения под диктовку, подчеркните орфограммы.
• Перечитайте, записанные под диктовку предложения; под неотмеченными орфограммами поставьте точки, а над сомнительными для вас − знак вопроса.
Ответ:
Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотности до сих пор не решена. В чем же причина?
Орфографически-правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе, так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.
К сожалению не все учителя понимают правильно смысл этого. Поэтому орфографическая грамотность учащихся низка из-за отсутствия сформированности орфографического навыка.
7.Расположите приведенные ниже способы исправления ошибок по степени возрастания самостоятельности, проявляемой учеником при работе над ошибками.
4.а) Подчеркнуто ошибочно написанное слово, а на полях указана часть слова, содержащая ошибку;
5.б) неправильная буква зачеркнута, а на поля вынесен знак ошибки;
6.в) подчеркнуто слово с ошибкой;
1. г) неправильная буква зачеркнута, а на полях указан номер орфограммы;
2.д) на поля вынесен знак ошибки;
3. е) на поля вынесен знак ошибки, а рядом – указание на часть слова или часть речи.
Методика морфемики
1. Проанализируйте определения, которыми пользовался учитель. Правильны ли они? Докажите примерами.
1) Корень это неизменяемая часть однокоренных слов.
2) Окончание это изменяемая часть, которая стоит на конце слова.
Ответ:
Определения неправильны:
1) корень - это часть слова (а не речи), в корне заложено общее лексическое значение однокоренных слов.
2) Окончание - это изменяемая часть слова - служит для связи слов между собой - может быть нулевым, может стоять не в конце слова - возвратная форма глаголов (драться, бояться). Выражает грамматическое значение - рода, числа, падежа, лица.
2. Нужно ли подобный языковой материал предъявлять для наблюдения в начальных классах? Ответ обоснуйте.
Выключатель, учитель, водитель, наполнитель; студентка, пианистка, пуговка, книжка; засвистеть, засмеяться, завязать, закрыть.
Ответ: Да, данный учебный материал можно использовать для наблюдения в начальной школе. Данный пример показывает правило использования мягкого знака в словах.
3. Чем отличается окончание от других морфем?
Как распознать разные слова и формы слова?
В каких ситуациях на уроке учителю важно обеспечить разграничение однокоренных слов и форм одного и того же слова?
4. Подберите языковой материал для наблюдения, который поможет предупредить «стихийный формализм» и «наивный семантизм» младших школьников.
Ответ:
Наивный семантизм – подмена грамматических значений слова признаками, относящимися к его реальному лексическому значению. (корова-теленок)
Стихийный формализм –оперирование только внешними признаками слова (тюль-тюльпан)
5. Какие из заданий целесообразны, а какие нет на подготовительном этапе работы по теме «Состав слова»? Почему? Какова цель подобных заданий?
1) Спишите слова и выделите в них дугой общую часть: лес, лесок, лесник, лесной. (Первоклассники в двух первых словах выделили лес-, а в двух других лесн-). Целесообразно
Методика морфологии , синтаксиса
1. Определите, при изучении каких синтаксических тем (укажите класс) и с какой целью можно использовать представленный ниже дидак-тический материал.
a. В, учусь, классе, я, первом. Наш, бассейн, субботу, в, ходит, класс. Покрыться, в, тонкий, река, ноябрь, лед.
b. Осень наступила. Высохли цветы. И глядят уныло голые кусты. Вянет и желтеет травка на лугах. Только зеленеет озимь на полях. (А. Плещеев) 3) Кто там ходит у ворот?! Это кот! А зачем он ходит здесь?! Хочет есть! Что же делать мне, скажи?! Спрячься в норку и дрожи! (В. Левин)
c. Пришла (какая?) осень. (Как?) моросит дождь. Листья (с чего?) опали. Птицы улетели (куда?)
d. Забрел не туда вопросительный знак И места себе не находит никак. Кого ни встречает ко всем пристает И каждому странный вопрос задает: Скажите, нельзя ли, ответьте, нельзя ли, Чтоб эти стихи по-другому читали? Вот так: Забрел? Не туда? Вопросительный знак? И места себе не находит? Никак? А ну убирайся отсюда, Вопрос! - В сердцах Восклицательный знак произнес… Для драки, сказала спокойная Точка, Нет места. Настала последняя строчка. Вот так.
e. Звезды _______________ блестели. блестели ______ где? _______ за деревьями за деревьями ___ какими? _____ черными
Ответ:
а. 1 класс. Составить предложение из предложенных слов.
b. 4класс. Постановка речи, расстановка знаков препинания
с. 2 класс. Разбор частей речи
d. 4 класс. Знаки препинания
е. 2 класс. Члены предложения и части речи
2. Одним из синтаксических упражнений традиционно является разбор по членам предложения. Охарактеризуйте этот вид упражнения: его назначение, содержание на разных этапах обучения, последовательность характеристик предложения. Приведите образцовый ответ ученика при разборе следующего предложения:
На кустах сирени появились мелкие листочки.
Ответ:
Члены предложения русского языка
Слова и сочетания слов, которые связаны синтаксическими отношениями при построении предложения, составляют особый раздел. Все члены предложения делятся на:
В двусоставном предложении имеются и сказуемое, и подлежащее. Например, весна наступает. В основе односоставного предложения подразумевается только один из главных членов. Например, на улице весна.
В простом предложении отражается только одна основа из состава подлежащего/сказуемого. С двумя или несколькими основами называют сложным. Например: Скоро будет лето. Скоро будет лето, и вновь поспеют ягоды.
При разборе предложения в письменном виде подлежащее подчёркивается одной линией, сказуемое – двумя.
Второстепенные члены предложения
Второстепенную информацию несут три члена предложения, которые тесно связаны с главными членами, поясняют основную мысль.
В зависимости от наличия второстепенных членов бывают:
распространённые и нераспространённые.
Нераспространённое предложение состоит только из подлежащего и сказуемого (в односоставном предложении с наличием одного главного члена). Например: Весна. Дети рисуют.
При наличии второстепенного члена предложение считается распространённым. Например: Благоухающая весна. Дети рисуют птичек.
Вносят добавочную информацию определение, дополнение и
Части речи, которые выражают дополнение:
имя существительное;
имя прилагательное в качестве существительного;
причастие в роли существительного;
местоимение;
неопределённая форма глагола (инфинитив);
словосочетание;
Умение выделять словосочетание в составе предложения формируется постепенно и требует длительной тренировки. Используется система упражнений, которая направлена на то, чтобы учащиеся поняли сущность зависимости одного слова от другого в пределах словосочетания. Особенно эффективными являются следующие виды упражнений:
а) Распространение предложения.
Можно заранее указать, какой член предложения требуется распространить. Например, для анализа дано предложение Цветет черемуха. Выделяется подлежащее и сказуемое (основа предложения), ставятся вопросы: какое слово нужно включить в предложение, чтобы сказать о том, когда цветет черемуха? Каким членом предложения будет это слово? (Второстепенным.) От какого члена предложения оно будет зависеть? (От сказуемого. Цветет когда? в мае.) Включите в предложение еще одно слово, которое будет пояснять подлежащее. Какое предложение получилось? (В мае цветет душистая черемуха.)
б) Восстановление деформированного предложения. Восстановление предложения начинается с основы предложения, затем с помощью вопросов «находятся» словосочетания. Например грачи, гнезда, на деревьях, вьют, высоких.
— О ком говорится в предложении? (О грачах. Кто? грачи.) Что о них говорится? (Вьют. Грачи вьют — главные члены.)
— С помощью вопросов найдите словосочетания. (Вьют что? гнезда. Вьют г д е? н а чем? на деревьях. На деревьях каких? высоких.) После того как «восстановлены» словосочетания, выясняется наиболее удачный порядок слов в предложений в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий (или пишущий); отрабатывается интонация.
в) Деление сплошного текста на предложения. Чтобы этот вид работы был осознанным, нужно в каждом предложении выделить главные члены и словосочетания.
г) Анализ предложения и составление его схемы. При анализе предложения выделяются основа предложения, затем второстепенный член, поясняющий подлежащее, второстепенный член, поясняющий сказуемое, и второстепенный член, поясняющий другой второстепенный член предложения. Так постепенно устанавливаются словосочетания.
3. Какие из предложений данного текста нельзя предлагать учащимся начальной школы для синтаксического анализа? Почему?
Весна в этом году ранняя. Обычно в апреле прохладно, а в этом году тепло, как в мае. На деревьях появились нежные клейкие листочки. На березе они еще мелкие, а на тополе уже крупные, блестящие. Землю покрыла молодая яркая травка. Радостно глядеть на первую зелень.
Ответ:
Обычно в апреле прохладно, а в этом году тепло, как в мае. Так как это предложение сложное.
4. Определите круг понятий в области морфологии, изучаемых в начальных классах их содержание и объем. Назовите морфологические категории, которыми дети учатся оперировать практическим путем.
Ответ:
Одним из основных направлений ФГОС второго поколения является планирование результатов освоения предметных программ начального общего образования. Планирование результатов начального образования в полной мере охватывает все учебные предметы, в том числе и русский язык.
Морфология относится к традиционно изучаемым в начальной школе разделам русского языка. Поэтому, казалось бы, вопросы содержания и методики изучения этого раздела не актуальны. Однако изменение целей обучения и появление новых требований к результатам освоения младшими школьниками образовательной программы ФГОС по русскому языку, а также достижения передового опыта учителей оказывают постоянное воздействие на содержание, планирование и организацию занятий по морфологии в начальной школе.
В настоящее время учителя начальных классов вынуждены планировать конечные результаты деятельности учащихся по морфологии русского языка и развивать морфологическую компетенцию учащихся, это, на мой взгляд, поможет не только постоянно держать в поле зрения конечную цель обучения морфологии, но и качественно повысить уровень освоения учащимися многих грамматических категорий и понятий.
Актуальность: определяется с появлением необходимости поиска эффективных методов и приёмов обучения на уроках русского языка, которые будут способствовать достижению планируемых результатов по морфологии, что обеспечит готовность выпускников начальной школы к успешному обучению на следующей ступени образования.
Процесс достижения младшими школьниками хорошего уровня морфологической компетенции будет успешным, если на уроках русского языка комплексно использовать такие эффективные методы обучения, как: метод языкового анализа, метод конструирования, наглядный метод, метод упражнений.
5. Определите, при изучении каких морфологических тем и как можно использовать представленный ниже дидактический материал.
1) В тексте, написанном на доске, закрыты слова какой-либо части речи: На другое утро дядя Федор, пес и кот паутину сметали, мусор выносили, печку чистили. Дом и был не очень грязненький, а тут совсем заблестел.
2) Дядя Федор взял удочка и пошел рыба ловить. А кот с Шарик печка истопили и вода принесли.
Ответ:
Дидактический материал разного типа ( об использовании которого на уроках русского языка говорилось выше) позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя преданность Родине, любовь к природе. Воспитывают учащихся многие виды работы: раскрытие семанти-ки общественно- политических и морально-этических слов, составление предложений на па-триотические темы, написание сочинений и изложений ( особенно по темам, актуальным на сегодняшний день: профилактика алкоголизма, наркомании и СПИДа).
6. Перед Вами несколько морфологических вопросов, упражнений, предложенных учителями младшим школьникам. Определите их цели, оцените обучающий и развивающий характер.
1) Что общего у зимы и у лета? А у слов зима и лето? Что различного в первом случае и во втором?
2) Что общего и что различного у слов с окончанием –ет и –ит? –ет и –ем?, -ет и –ите?
3) Вставьте в каждое предложение слово охотник, а потом объясните свои действия: На поляну вышел … . Движения … осторожны. Щенок очень понравился … .
Ответ:
Целью данных вопросов и упражнений является ориентация на выработку у учащихся умений и знаний развивающего характера.
На поляну вышел охотник. Движения охотника осторожны. Щенок очень понравился охотнику.