Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Коммуникация сегодня – это основа функционирования любой компании, организации. При помощи общения осуществляется сбор, анализ и систематизация информации как внутри организации, так и за ее пределами, обеспечивается взаимодействие с партнерами, конкурентами, клиентами, поставщиками, финансистами. Не только вербальная коммуникация, но и цифровые материалы, доклады и пр. занимают основное место и являются важным в общении в организации [16].
Эксперт в области управлении, руководитель должен понимать, как среда влияет на коммуникации и как владеть искусством устного и письменного общения.
Общение в организации – это взаимодействие информации. Сотрудники организации вступают при выполнении своих функциональных обязанностей в коммуникации. Это как система, которая формируется конкретными функциями.
Само понятие коммуникации широко употребляется в обыденной практике. Например, транспортные коммуникации обеспечивают грузовые и пассажирские потоки всеми видами транспорта от одного пункта к другому. Инженерные коммуникации формируют сложную подземную структуру города и его районов, подводя к домам и организациям воду, тепло, электроэнергию, канализацию и пр. [1, с. 61]
1 Критерии эффективной и неэффективной коммуникации в организации
Предполагается, что эффективность коммуникации определяется тем, насколько она является двусторонней. Обратная связь необходима для того, чтобы понять, насколько коммуникация была воспринята и понята.
Например, менеджер не может полагать, что то, что все, что он сказал на собрании или написал в письме, было понято им так, как он подразумевал. Это будет ошибкой – считать, что его поймут так, как он бы этого хотел. Поэтому так важно обеспечивать эффективность обратной связи с получателем информации [19].
Проводились исследования, сравнивавшие двусторонние коммуникации (с обратной связью) с односторонними (без обратной связи). Исследования показали, что двусторонние коммуникации, хоть и медленнее, но реже провоцируют непонимание и являются более точными.
Обратная связь помогает повысить уровень эффективности коммуникаций, поскольку преодолевает помехи в общении. Источниками помех могут быть язык – как вербальный, так и невербальный; особенности восприятия, различия в статусе отправителя и получателя и пр. Если помехи достаточно сильные, это приводит к сильному искажению изначально передаваемого сообщения и даже привести к блокировке попытки коммуникации. Как следствие, в управлении это приводи к снижению степени вероятности достижения целей, которые зависят от этих коммуникаций [2, с. 183].
2 Тимбилдинг и его роль в эффективной коммуникации
В настоящее время часто применяется такой метод поддержания социального и психологического климата, сплочения команды, как тимбилдинг. Но, несмотря на его широкую популярность, многие руководители часто не до конца понимают данное понятие.
Зародилась концепция тимбилдинга в 20-30 годах ХХ века в Америке. Ее основоположником принято считать профессора социологии и психологии Элтона Мэйо. С 1927 по 1932 годы он разрабатывал и проводил экспериментальные исследования, как разные факторы влияют на производительность труда рабочих на предприятии в Хотторне. В историю эта работа вошла как Хотторнские эксперименты [18, с. 332].
Ученый стал основоположником теории «человеческих отношений». В результате Хотторнских экспериментов были получены доказательства, что от отношений внутри коллектива напрямую зависит производительность. Кроме того, в ходе экспериментальной отработки научного менеджмента были установлены взаимосвязь между производительностью, мотивацией и вознаграждением.
К наиболее значимым можно отнести такие выводы:
1) Непосредственно на производительность труда влияют взаимоотношения руководитель — подчиненный.
2) Формирование и поддержание культуры рабочего места, соблюдение норм влияет на производительность.
3) Для сотрудника большее значение имеют забота и поддержка, чем физические условия труда. Создание благоприятной среды внутри коллектива способствует росту эффективности работы.
Формирование теории тимбилдинга
Разработка теоретических основ тимбилдинга напрямую связана с открытиями в психологии межличностного взаимодействия и поведения людей в различных ситуациях. Значимый вклад на первоначальном этапе внесли психологи из Америки и Западной Европы начиная с конца 50-х годов ХХ века. Их теории и классификации легли в основу стандартов бизнеса.
С середины 60-х годов ХХ века психолог Мередит Белбин разрабатывал систему подбора и создания эффективных команд, когда люди со своими достоинствами и недостатками вместе составляли единую сильную команду. Ему принадлежит идея ролевого распределения обязанностей. Он выделил девять базовых ролей.
Ролевое распределение повышает результативность работы команды.
Идеальных людей не существует, однако некоторые качества идеально подходят для решения конкретных задач.
Идеальная команда — это баланс между интеллектуальной деятельностью, умением выстраивать коммуникацию и действовать.
Соответственно, роли распределяются между этими тремя сферами.
Интеллект: специалист, аналитик, генератор идей.
Коммуникация: исследователь, душа команды, координатор.
Действие: педант, исполнитель, мотиватор.
Ученый разработал психометрические тесты, которые позволяют оценить возможный вклад в работу команды. Их используют и сегодня при формировании команды управленцев старшего и среднего звена. Эту концепцию активно используют HR-специалисты, бизнес-консультанты, организаторы тимбилдинга.
Заключение
Итак, можно прийти к выводу, что тимбилдинг является не просто методом сплочения коллектива, а выполняет очень важную учебную функцию, а именно обучение работе в команде. Это очень важно для организации, так как многие сотрудники привыкли работать полагаясь только на себя и не осознают насколько больше эффективности в работе в команде. К тому же данный метод позволяет дать понимание сотрудникам о важности ответственной работы всех, что если один человек не подобающе относится к своим обязанностям, то страдает вся команда, а в случае работы в организации - вся компания.
Функции тимбилдинга:
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Алавердов А. Р. Управление персоналом. — М.: Market DS, 2017. — 302 с.
2) Ансофф И. Стратегический менеджмент: монография / И. Ансофф. — М.: Питер, 2018. — 342 с.
3) Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник для вузов. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2018.
4) Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. – М.: Высшая школа, 2016.
5) Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 2002, 560 с.
6) Друкер П. Практика менеджмента. - М.: Вильяме, 2016. 398 с.
7) Исхакова М. Г. Тимбилдинг: раскрытие ресурсов организации и личности. — СПб.: Речь, 2010. — 256 с
8) Карнеги Д. Учебник жизни - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000 - 719 с.
9) Карнеги Д. Язык убеждения. - М.: Эксмо, 2002 - 255 с.
10) Лапыгин Ю. Н. Теория менеджмента/Ю. Н. Лапыгин. — М.: Рид Групп, 2016. — 334 с.
11) Ленская И.Ю. Преимущества использования командного менеджмента и особенности применения тимбилдинга в процессе стабилизации персонала современных организаций // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017)http://naukovedenie.ru/PDF/47EVN117.pdf (доступ свободный).
12) Мескон М. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; ред. ; авт. вступ. ст. Л. И. Ивенко. — М.: Дело, 2004. — 701 с.
13) Николаев Н. С. Системы качества управления персоналом. — М.: Русайнс, 2016. — 260 с.
14) Патутина Н. А. Корпоративные технологии XXI века: социально-педагогический потенциал организационной культуры. — М.: Памятники исторической мысли, 2016. — 462 с.
15) Соломанидина Т. О. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. — М.: Юрайт, 2017. — 322 с.
16) Свенцицкий А. Л. Социальная психология. - Москва : Проспект, 2009 - 332 с.
17) Третьякова Е. П. Теория организации. — М.: КноРус, 2012. — 222 с.
18) Федорова Н. В. Управление персоналом организации. – М.: КноРус, 2018 - 531 с.
19) Фоменко С. Л. Современные проблемы корпоративного управления организацией//Менеджмент: теория и практика, 2016. N 3/4. С. 216-220.
20) Цветков А. Н. Менеджмент. — Москва; Санкт-Петербург; Нижний Новгород: Питер, 2016.
21) Черкудинова Д. Офисные встряски: 5 необычных способов сплотить коллектив — URL http://www.the-village.ru/village/business/management/151029-komandamechty- neobychnyh-sposobov-splotit-kollektiv (дата обращения: 26.05.2020).
22) Чуланова О. Л. Формирование, развитие и коучинг эмоциональной компетентности в управлении персоналом организации: монография. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 217 с.