Фрагмент для ознакомления
2
1 Структура личности педагога профессионального обучения, ее наиболее значимые качества и свойства
Образование является одним из наиболее древних институтов общества, существование которого связывается с социальными потребностями в производстве и передаче знаний, умений, навыков, в передаче новым поколениям знаний, в обучении субъектов социального действия эффективным способам решения экономических, политических и социокультурных проблем.
Институционализация образования началась во время перехода от первобытнообщинного строя к социально дифференцированному. Несмотря на то, что древние цивилизации существовали отдельно друг от друга, они руководствовались общими основаниями в образовании человека.
Сегодня образование представляет собой сложное и многогранное явление в обществе, это передача, освоение и трансформация знаний и опыта в обществе.
Образование объединяет разные виды и содержание учебной и воспитательной деятельности в общую систему социума, направляет их на социальный заказ и общественные потребности .
Развитие социума, состояние его культуры и духовной сферы, темпы прогресса в экономике, науке, технике определяются уровнем и качеством образования.
Образование выполняет следующие функции:
1) Передает (транслирует) знания от поколения к поколению.
2) Усвоение ценностей культуры, передача социального опыта, воспроизводство и сохранение культуры в обществе.
3) Социализация личности и ее интеграция в социум.
3
4) Помощь воспроизводству и трансформации социальной структуры социума, это способ индивидуальной социальной мобильности.
5) Контроль в обществе.
Педагог передает социальный опыт и культуру, в том числе и культуру межличностного взаимодействия, поэтому в своем поведении и профессии педагог демонстрирует социокультурные образцы в отношениях, стилях и поведенческих способах, в содержании и смыслах социального общения.
К личности педагога предъявляются серьезные требования. Среди них выделяют основные и второстепенные. Среди главных и среди дополнительных есть устойчивые, которые постоянно присущи педагогию и воспитателю в любое время.
Основное качество – это проявление любви к детям, к своей деятельности, наличие специальных знаний в той области, в которой педагог преподает. Это также наличие эрудиции, развитого интеллекта, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разными способами обучения и воспитания детей. Данные качества приобретаются систематически и упорным трудом, тренировками.
Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, предъявляемыми к педагогу, является коммуникабельность, артистичность, веселый нрав, хороший внешний вид и др. Данные качества важны, но не являются обязательными.
Эти качества представляют собой индивидуальность педагога.
Достижение и успех в процессе воспитания и обучения требует от педагога и воспитателя высоких качеств нравственности, достаточного уровня знаний, умений и навыков, определенной степени культурного уровня . Но важно обладать еще и определенными особенностями личности, которые соответствуют определенным уровням развития умственной, эмоциональной и волевой областей личности. Данные сферы интегрируют и формируют единое целое. Будем называть эти особенности педагогическими способностями. Последние представляют собой сложную, имеющую множество нюансов структуру психологии, в которой можно классифицировать несколько элементов – частных способностей.
2 Деловое общение и профессиональная деятельность
Главная цель делового общения – это координация деятельности людей, которые вовлечены в него. Общим нравственным принципом общения является категорический императив И. Канта, который гласит: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства». Фундамент делового общения – это координация и гармонизация интересов участвующих сторон. Деловое общение должно осуществляться средствами этики для морально оправданных целей. Поэтому важно, чтобы рассматриваемое общение проверялось рефлексией этики. Сделать тот или иной выбор подчас очень сложно. В настоящее время рыночные отношения представляют все больше и больше свободы выбора, увеличивают число вариантов решений, инициируют общность моральных дилемм. Очень важно соблюдать «золотое правило этики общения»: относиться к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Это относится и к общению в ситуации «руководитель-подчиненный», и
4
«руководитель-руководитель», и «подчиненный-подчиненный» и пр. Перечислим принципы этики деловых отношений:
1) Золотое правило этики (рассмотрели выше);
2) Обязательное исправление нарушения этики независимо от того, кто нарушил этот принцип;
3) Поведение и действие сотрудника может быть признано этичным, если оно способствует развитию организации с моральной точки зрения;
4) Этичное – это терпимое отношение сотрудников предприятия к моральным устоям, нормам.
5) Важно иметь собственное мнение при решении вопросов служебного характера;
6) Отсутствие насилия в этике делового общения;
7) Бесконфликтность в деловых отношениях .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1) Козаржевский А. Ч. Мастерство устной речи лектора. — М.: URSS: ЛИБРОКОМ, 2017.
2) Комаров М.С. Введение в социологию. – М.: Наука, 2017
3) Крылов А.А. Психология. – М.: ПРОСПЕКТ, 2018. – 584 с.
4) Куриленко В.Б. Инновации в обучении культуре письменной профессионально-деловой речи: Учебное пособие. - М.: РУДН, 2018.
5) Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла: избранные работы по философии образования и педагогической психологии. — М.: Смысл, 2016. — 527 с.
6) Лисс Э.М. Деловые коммуникации / Э.М. Лисс, А.С. Ковальчук.- .: Дашков и Ко, 2018.
7) Самыгин С. И. Психология и педагогика. — М.: Кнорус, 2016. — 480 с.
8) Уваровская О. В. Педагогика высшей школы. — Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2018. — 98 с.
9) Хьюмс Д. Секреты великих ораторов: говори как Черчилль, держись как Линкольн. — М.: Манн, Иванов и Фербер: Эксмо, 2017.