Фрагмент для ознакомления
2
1. Изучите материалы, определите детерминанты преступного поведения, составьте план профилактических мероприятий, разработайте систему предупреждения аналогичных преступлений:
Иванов И.В. с 10-летнего возраста стал убегать из дома со своим другом. Находясь в бегах, они совершали кражи продуктов и вещей у граждан. Были поставлены на учет в инспекции по делам несовершеннолетних, имели приводы в полицию. В 14 лет Иванов был привлечен к уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 158 ч.2 УК РФ и осужден к двум годам лишения свободы. В воспитательно-трудовой колонии во время отбытия наказания Иванов познакомился с Петровым Б.А., с которым в первый же месяц после освобождения из ВТК совершили грабеж и вымогательство. Отбыв пять лет лишения свободы, назначенных по приговору за совершение указанных преступлений, Иванов устроился работать охранником в коммерческую фирму, принимал участие в криминальных «разборках» фирмы с другими подобными фирмами. Во время одной из таких «разборок» совершил умышленное убийство Сидорова И.П.
ОТВЕТ: Детерминантами преступности (от лат. determinare — «определять») называются комплексы социальных явлений, совместное действие которых порождает преступность.
В данном случае описан корыстно-насильственный тип личности преступника. Причем здесь прослеживается динамика трансформации типа личности с корыстного (кражи) в корыстнонасильственный (грабеж, вымогательство, убийство). Налицо дефекты в морально-нравственной сфере личности Иванова. Неуважение прав других людей; желание жить за счет других; желание иметь, но не тратить на это силы. Кроме того желание острых ощущений. Наиболее существенным является замещение ценностей «Каждый крутится, как может», «деньги не пахнут», т.е. получение желаемого любой ценой, даже преступления, как правило жизни. Следует отметить недостаточную активность правоохранительных органов: уже в 10 лет у Иванова были выявлено асоциальное поведение, но предпринятых мер оказалось недостаточно; нахождение в воспитательно-трудовой колонии не способствовало исправлению Иванова, лишь позволило найти единомышленника-пособника в совершении нового преступления.
Детерминанты преступности подростков следующие:
- Отрицательный пример родителей, друзей, родственников и знакомых. Это детерминанта 3040% преступлений, совершенных несовершеннолетними.
- Подстрекательство со стороны старших.
- Отсутствие у семьи возможности удовлетворить нужды ребенка.
- Пропаганда антиобщественной деятельности в массовой культуре, СМИ и проч.
- Продолжительное безделье.
1)создать условия для раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
2)оказать действенную и незамедлительную психологическую и медико-педагогическую помощь детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;
5) поиск форм и методов вовлечения учащихся во внеурочную деятельность;
2. Проанализируйте криминогенную ситуацию и личность преступника. Выявите источники и условия неблагоприятного воздействия на него. Возможно ли было предотвратить это преступление, какие возможности предоставляет для этого российское законодательство?
Михайлова проживала в коммунальной квартире. Ее сосед любил выпить, и когда денег на выпивку не хватало, он забирался в комнату Михайловой и употреблял ее ликеры. Михайлова пыталась не раз объяснить соседу свое недовольство, несколько раз обращалась к участковому. Не получив никаких результатов, будучи химиком по профессии, она достала яд и растворила его в бутылке с ликером, находившейся в ее комнате. В очередной раз, зайдя без разрешения хозяйки в комнату Михайловой, сосед выпил этот ликер и скончался. Через неделю Михайлову вызвали на допрос. Она не скрывала того, что совершила. И была сильно удивлена в предъявленном ей обвинении в убийстве, ведь как она считала, она может делать в своей комнате и со своими вещами что угодно, в том числе и растворять яд в бутылках со своим ликером.
ОТВЕТ: Совершение рассматриваемого преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию.
К общим причинам и условиям совершения насильственных преступлений относятся следующие криминогенные факторы:
-воспроизведение отрицательных традиций (пьянство, распущенность, грубость, агрессивность и т.п.) в неформальных группах;
- аморальное поведение потерпевшего;
-недостатки в организации и проведении информационно-правовой работы и специальной профилактики;