Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Ключевым элементом социально-экономического развития любого государства является конкурентная политика. Цель конкурентной политики – создание развитой конкурентной институциональной и организационной среды, обеспечивающей сочетание конкурентоспособных, эффективных предприятий с защитой интересов конечных потребителей.
Неразвитость конкуренции способствует сознательному и устойчивому ограничению субъектами предпринимательской деятельности производства и торговли, что вызывает потребность использовать как меры антимонопольного регулирования (защитные меры), так и меры, стимулирующие развитие конкурентной среды. Наведение порядка в рассматриваемой сфере общественных отношений невозможно без эффективного государственного антимонопольного контроля, направленного на обеспечение устойчивого развития национальной экономики.
Принцип поддержки конкуренции находит свое юридическое выражение в Конституции Российской Федерации , признается одним из фундаментальных и системообразующих принципов права. Однако само государство выполняет двоякую роль в регулировании отношений по защите конкуренции.
Так, с одной стороны, конкуренция является реальной экономической и общественно значимой ценностью, экономическим благом, усиление которого благотворно влияет на динамику развития рыночных отношений и одновременно служит интересам широкого круга лиц, начиная от собственно государства и заканчивая выгодой отдельного потребителя, имеющего расширенный выбор желаемого продукта.
Нормы антимонопольного законодательства распространяются на довольно обширный круг лиц. Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» положения данного закона распространяются на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Органы государственной и муниципальной власти как субъекты конкурентного права
Монополизм отдельных субъектов, действующих на рынке, приводит к отрицательным последствиям не только для менее незащищенных предпринимателей, но и ставит под угрозу саму основу функционирования рыночного механизма. В указанной связи необходимо отметить, что главным барьером, препятствующим такому негативному варианту развития экономической жизни, выступает конкуренция .
Ст. 8 Конституции РФ предусматривает для всей территории России свободу экономической деятельности и существование единого экономического пространства, в котором осуществляется свободное перемещение товаров, услуг, финансов и поддерживается конкуренция. При этом в ч. 2 ст. 34 Конституции установлен запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Легальное определение конкуренции приведено в положениях ст. Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, в соответствии с которой под конкуренцией понимается такое соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельные действия хозяйствующего субъекта исключают или ограничивают возможности каждого из них по одностороннему воздействию на общие условия обращения товаров на товарном рынке.
Конкурентные отношения в рыночной экономике могут существовать только при условии сочетания государственного механизма и конкурентного механизма регулирования национальной экономики. Необходимость государственного механизма обосновывается неспособностью конкурентного механизма обеспечить удовлетворение потребностей потребителей, а также
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и используемой литературы
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
3. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (1 ч.). Ст. 3434.
4. Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 52 (часть I). Ст. 8111.
5. Губина С.Ю. Антимонопольный орган как субъект защиты прав предпринимателей // Современные проблемы юриспруденции: сборник научных трудов магистрантов и аспирантов. Челябинск, 2018. С. 80-82.
6. Доценко А.А., Юшко А.В. Защита рыночной конкуренции органами местного самоуправления в России // Эпомен. 2019. № 25. С. 85-91.
7. Завражина Д.В. Территориальные органы Федеральной антимонопольной службы: правовой статус и перспективы развития полномочий // Современные вопросы государства, права, юридического образования: сборник научных трудов по материалам XIV Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор О.В. Белянская. 2019. С. 85-88.
8. Захарова А.С. Государственное регулирование в сфере защиты и развития экономической конкуренции // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 8 (42). С. 15-17.
9. Клименков И.Н. Особенности взаимодействия правоохранительных органов в процессе обеспечения конкуренции //Вестник экономической безопасности. 2020. № 1. С. 148-151.
10. Корякина К.Г. Государственный антимонопольный контроль как административно-правовой способ обеспечения защиты гражданских прав хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской деятельности // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2020. № 2. С. 158-165.
11. Останина Ю.А. Компетенция органов регулирования конкурентных правоотношений // Актуальные проблемы правотворчества и правоприменительной деятельности в Российской Федерации: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 ч. 2017. С. 70-75.
12. Плужникова Д.А., Герасименко Ю.А. Правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 9 (43). С. 391-393.
13. Антиконкурентные действия органов власти и местного самоуправления // Официальный