Фрагмент для ознакомления
2
Существенные отличия между городскими территориями и сельской местностью проявляются в социальной, экономической и демографической сферах жизни общества, создают особенные условия для выполнения возложенных на участкового уполномоченного полиции служебных обязанностей и влияют на формы и методы их осуществления в сельской местности.
По оперативным статистическим данным по численности населения Россия занимает девятое место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана, Нигерии, Бангладеша.
По данным Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации по состоянию на 16 декабря 2019 г. численность населения в России составила более 146 500 тысяч жителей, из них более 108 600 тысяч городских жителей (74%) и более 37 900 тысяч сельских жителей (26%).
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики от 8 августа 2019 г. «Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2019 года» в России насчитывается 15 городов с численностью населения более миллиона человек, в числе которых: Москва (12,3 миллиона жителей), Санкт-Петербурга (5,2 миллиона), также в эту группу входят Казань, Волгоград, Ростов-наДону, Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург, Воронеж, Самара, Омск, Уфа, Пермь, Красноярск и Челябинск. Для сравнения, в городах с миллионным населением живет более 22 % населения страны, а 26 % населения России живет в сельской местности.
Цель работы изучить особенности организации работы участкового уполномоченного полиции в сельской местности.
1. Особенности организации работы участкового уполномоченного полиции в сельской местности
В первую очередь необходимо отметить основные социально-экономические особенности жизни общества за пределами крупных населенных пунктов – это:
сельскохозяйственный уклад экономики (земледелие, животноводство);
общая низкая плотность населения;
удаленность поселений в пределах одного административного участка;
труднодоступность некоторых сельских поселений в период весенней и осенней распутицы;
сезонность пребывания незарегистрированного населения на территории административного участка;
миграция молодого населения в крупные города, и как следствие – старение постоянно проживающего в сельской местности населения.
Сезонный характер сельскохозяйственного производства (посевная, уборочная кампании), курортный сезон для районов, реализующих рекреационную функцию приводят к осложнению оперативной обстановки в четко определенный период в течении календарного года.
Данное обстоятельство обусловлено появлением дополнительной сезонной рабочей силы, увеличивающимися миграционными процессами из города в сельскую местность, также отмечается внешняя трудовая миграция в регионы с развитым сельским хозяйством. Именно в эти периоды совершаются наиболее характерные, специфичные для каждого сезона преступления и правонарушения, у участкового уполномоченного полиции появляются специфические задачи, реализация которых связана с обслуживанием определённого типа сельского района .
На участкового уполномоченного полиции в сельской местности в период созревания и уборки урожая возлагается важная задача, требующая комплексного использования сил и средств. Данная задача связана с большой профилактической деятельностью, направленной на сохранность нового урожая от хищений, на укрепление общественного порядка в местах размещения наёмных рабочих, как правило, трудовых мигрантов.
Специфика работы территориальных органов внутренних дел, обслуживающих сельскую местность, заключается в том, что основная нагрузка по организации и проведению общей и индивидуальной профилактики преступлений и административных правонарушений ложится на участкового уполномоченного полиции. Несмотря на прошедшие социально-экономические изменения, участковый уполномоченный полиции остается единственным представителем полиции в сельской местности.
Прежде чем рассмотреть особенности организации работы участкового уполномоченного полиции в сельской местности, обратим внимание на криминогенную обстановку, виды преступлений, характерные для сельской местности.
Начиная с восьмидесятых годов происходит ухудшение криминогенной обстановки в сельской местности. Эта тенденция с нарастающим ускорением сохраняется до сих пор. При численности населения, проживающего в сельской местности (26%) здесь регистрируется почти треть всех преступлений. Рост числа зарегистрированных в сельской местности преступлений отмечен в более чем в 70 регионах Российской Федерации.
Тревожной тенденцией развития преступности, которую не удалось преодолеть, является нарастание степени общественной опасности преступных явлений. Повысилась жестокость и агрессивность действий преступников.
Если сравнительно недавно основная часть умышленных убийств, причинений тяжкого вреда здоровью и других тяжких преступлений совершалась на бытовой почве, из хулиганских побуждений, нередко под воздействием внезапно возникшего умысла, то теперь такие преступления в сельской местности все чаще носят характер заранее спланированных и подготовленных акций, имеющих корыстные мотивы .
Предметом хищений имущества (количество которых с каждым годом растет) являются старинные иконы из сельских храмов, антикварные вещи, скот, урожай и имущество из частных домов в садоводствах и коттеджных поселках.
Обвальный характер приобрели кражи готовой продукции сельхозпредприятий, а также семян и удобрений в период посевной кампании.
Осенью и зимой 50–60% всех регистрируемых преступлений составляют кражи из дачных комплексов, большая часть которых находится без постоянного присмотра собственников.
Новым видом преступной деятельности в сельской местности в последнее время стал преступный промысел, связанный с кражами нефти и нефтепродуктов путем несанкционированных врезок в магистральные трубопроводы.
Медлительность и незавершенность в создании механизмов контроля и защиты новых экономических отношений от криминального проникновения способствовали стремительному росту и качественному изменению экономической преступности, не имевших ранее места в сельской местности.
Нахождение в незаконном обороте большого количества огнестрельного оружия и взрывчатых веществ по-прежнему является одним из наиболее дестабилизирующих оперативную обстановку факторов.
Также увеличилось количество выявленных фактов незаконного изготовления, приобретения, хранения либо сбыта наркотических средств или психотропных веществ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О полиции" // "Собрание законодательства РФ", 14.02.2011, N 7, ст. 900.
2. Гришаков А.Г. Деятельность участкового уполномоченного полиции в сельском поселении // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. 2014. № 14-3. С. 18-20.
3. Гришаков А.Г. Административная деятельность участкового уполномоченного полиции на территории обслуживаемого участка : учебное пособие / А.Г. Гришаков. – Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2020. – 59 с.
4. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: монография. М.: Норма, 2015. 320 с.
5. Торговченков В.И., Иванов С.А. Особенности предупреждения бесконтактных способов сбыта наркотических веществ в Российской Федерации // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 12. С. 84.
6. Шакирова З.Р., Абдуллина И.С. Отдельные аспекты развития института участковых уполномоченных полиции в России // В сборнике: Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции. 2020. С. 514-518.
7. Щербаков О.Н. Отдельные аспекты участия граждан в охране общественного порядка // Административное и муниципальное право. 2016. № 5. С. 386.