Фрагмент для ознакомления
2
Трансформации в социуме, сознании людей стали отражаться в литературных произведениях. Бурное движение романтизма ликвидировало огромное количество традиционных запретов, которые считались обязательным по имя «хорошего вкуса» и определявших допустимые в литературе темы, жанровые границы и нормы языка.
Писатели стали обращать внимание на внутренний мир личности, отражая сложность и потрясенность духа.
Общество зачитывалось мятежным Байроном, гениальным Гюго.
В литературе огромное количество сюжетов из античности стало сменяться историческими романами и драмами, в которых отражался облик прошлых столетий.
Около 1830 года в приоритете становится проблема, инициированная стремлением художников понять свое время. Воплощалось это в жанрах рассказа и романа. Писатели отказывались измерять финансовым достатком ценность личности.
Бальзак поставил перед собой задачу художественного отражения своего времени в масштабах, конкретизируя развитие социума в судьбах определенных людей. Бальзаку хотелось стать летописцем того времени.
Замысел цикла романов «Человеческая комедия», структура, принцип сквозных персонажей. Проблематика, основные образы.
«Человеческая комедия» представляет собой цикл сочинений, составленный Бальзаком из 137 произведений. Это романы с реальными, фантастическими и философскими сюжетами, в которых продемонстрировано общество Франции во время Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848).
Главное требование к «Человеческой комедии» - требование современности.
Принципы: изображение реальности, аналитизм.
Приемы:
1) иллюзия единства реализуется при помощи сквозных героев, прямая
2) аналогия с животным миром (люди отличаются от животных только внутренними противоборствами, присущие только людям),
3) особое внимание к семье, поскольку для автора это – фундамент общества.
Бальзак уделяет много внимание понятию страсти. Писатель аргументирует, что страсть приводит к разрушению личности.
3 цикла «Человеческой комедии»:
1. Философские этюды (Шагренева кожа, Неведомы шедевр)
2. Этюды о правах
3. Аналитические этюды (Физиология брака, Невзгоды супружеской жизни)
Бальзак нарисовал в «Человеческой комедии» все грани жизни Франции, все слои социума. Например, в «Этюды о нравах» включены сцены частной, провинциальной, политической, военной и сельской жизни. После исследователи стали причислять творчество Бальзака к реализму. Но сам писатель более причислял свое творчество к романтизму.
У писателя развязка одного сюжета является началом нового или сочетается с прошлыми романами. Сквозные персонажи формируют иллюзию достоверности реальности и подчеркивают фундамент изначального замысла. Он состоит в следующем: главный герой «Человеческой комедии» - социум, поэтому частные судьбы интересны Бальзаку не сами по себе - они лишь части всей картины.
Роман «Отец Горио» как «ключ» к циклу «Человеческая комедия». Композиция, система образов. Изображение кризиса семейных отношений (отец Горио). Проблема выбора жизненного пути (Растиньяк). Роль О. Бальзака в становлении художественной системы реализма.
Роман «Отец Горио» (1834) – это первое произведений, которое было написано Бальзаком в соответствии с общим планом задуманной им эпопеи. В данное время над этим романом у Бальзака окончательно создается мысль о том, чтобы сформировать единый цикл произведений о современном социуме и включить в данный цикл многое из написанного.
Роман «Отец Горио» - ключевой в «Человеческой комедии». В романе отражаются ключевые темы и проблемы цикла. Многие из персонажей романа уже присутствовали в предыдущих произведениях Бальзака и в будущем появятся в них снова.
«Сюжет «Отца Горио» состоит в следующем. Изначально по сюжету предполагалось, что в романе будет вестись повествование об одном герое. Но, приступив к написанию романа, Бальзак помещает историю Горио в огромное количество линий сюжета, который формируются естественно в процессе реализации замысла. К примеру, это линия Эжена де Растиньяка, студента из Парижа, который, как и Горио находится в пансионе Воке. При помощи восприятия студента нам представлена трагедия отца Горио, который не может самостоятельно понять то, что с ним происходит.
Но Растиньяк – это не только свидетель происходящего. Тема судьбы молодых людей дворянского происхождения того времени, которая входит в роман, является настолько важной, что герой становится не менее важным, чем Горио.
«Жизнь в Париже – непрерывная битва», – говорит Бальзак. Автор стоит перед важностью трансформации поэтики традиционного романа, который основывается на принципах хроникальной линейной композиции. Роман включает в себя новый тип романного действия с ярко выраженным началом драматургического характера. Эта специфичная черта, которая проявилась позже в других произведениях Бальзака, является важной приметой нового типа романа, который вводит в литературу Бальзак.
Произведение открывает обширная экспозиция, которая присуща Бальзаку-романисту. В ней подробно описывается основное место действия – пансион Воке – его расположение, устройство. Столовая пансиона с ее пестрой и случайной обстановкой, странной сервировкой, напряженной атмосферой отчужденности, которую пытаются прикрыть вежливостью. Это не образ общества Франции того времени, где все смешивается с недавними событиями истории.
В экспозиции полно описана хозяйка дома, прислуга и постояльцы. Действие этой части романа ведется медленно, в нем нет событий. Каждый находится в своих размышлениях и не обращает внимания на своих соседей.
Но по мере того, как разворачиваются события, линии романа начинают сближаться и формируют общее единство. События становятся в какой-то момент стремительными: коллизия трансформируется в конфликт, который показывает непримиримые противоречия. И катастрофа становится неизбежной. Катастрофа наступает для всех лиц. Разоблачен и схвачен полицией Вотрен, только что с помощью наемного убийцы устроивший судьбу Викторины Тайфер. Навсегда покидает свет виконтесса де Босеан, преданная возлюбленным. Разорена и брошена Максимом де Трай Анастази де Ресто, представшая перед судом разгневанного мужа. Пустеет пансион мадам Воке, лишившийся почти всех своих постояльцев. Завершает финал реплика Растиньяка, словно бы обещающая продолжение начатой писателем «Человеческой комедии».
Основные линии сюжета романа «Отец Горио» демонстрируют стремление Бальзака раскрыть социальный механизм буржуазного социума 1810-1820 гг. Соединив огромное количество фактов, которые должны убедить читателя в эгоистической, лицемерной, своекорыстной природе общественных отношений, повсеместно утверждавшихся в Европе в то время, Бальзак нацелен на их разоблачение.
«Отец Горио» соединяет в себе линии сюжета:
1) Горио,
2) Растиньяк,
3) Вотрен (под его именем скрывается беглый каторжник Жак Колен по кличке Обмани-смерть) .
С Горио изначально связываются истории жизни его дочерей – Анастази, которая стала женой дворянина де Ресто, и Дельфины, которая вышла замуж за банкира Нюсинжена.
Растиньяк вносит в роман новые линии сюжета:
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Герасимова, М. П. Поиски неизменного в условиях перемен: Кавабата Ясунари // Япония второй половины XX века: Проблемы и судьбы / Отв. ред. Э. В. Молодякова, С. Б. Маркарьян. - М.: Вост. лит., 2003. - 248 с.
2) История зарубежной литературы XIX века. / Под ред. Дмитриева А. С. - М., 1983.
3) История зарубежной литературы XIX века. - М., 1982.
4) Оноре Бальзак. / Под ред. Д. Д. Обломиевского. - М., 1967.
5) Федоренко, Н. Т. Кавабата Ясунари // Кавабата Ясунари. Краски времени. - М.: Советский писатель, 1982. - 463 с.
6) Чегодарь, Н. И. Кавабата Ясунари (1899 - 1972) // Литературная жизнь Японии между двумя мировыми войнами. - М.: Вост. лит., 2004 - 222 с