Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. Современная уголовно-исполнительная система нашего государства представляет собой совокупность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в отношении лиц, приговоренных к лишению свободы и реализующих меры уголовно-исполнительного характера, обеспечивающих содержание под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений, а также лиц, приговор в отношении которых не вступил в законную силу, и их конвоирование в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы.
Для выполнения задач по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей в учреждения уголовно-исполнительной системы Федеральной службы исполнения наказания, функционируют специальные подразделения по конвоированию. Особенности организации и функционирования службы конвоирования проявляются в характере выполняемых сотрудниками подразделений по конвоированию повседневных задач и наличием исторически сформировавшихся традиций, закрепленных в ведомственных нормативно-правовых актах.
Специфика деятельности подразделений по конвоированию заключается в несении службы в контакте с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, и выполнении служебных задач с огнестрельным оружием.
В качестве цели работы анализ организации службы встречного конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей отделами охраны.
1. Организация службы встречного конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей отделами охраны
Особенностью конвоирования осужденных и лиц, содержащихся под стражей, является выполнение задач за пределами пункта постоянной дислокации подразделений по конвоированию и вне территории учреждений уголовно-исполнительной системы (далее – УИС). Необходимо заблаговременно предусмотреть возможные варианты развития событий и наиболее оптимальные пути их решения. Поэтому, уже на этапе планирования системы охраны при конвоировании осужденных и лиц, содержащихся под стражей, надо прорабатывать вопросы по порядку обмена информацией с взаимодействующими органами.
Караулы по конвоированию выполняют задачи на автомобильных дорогах федерального, регионального и местного значения, в российских и международных аэропортах на специальных вагонах, проезжая не один территориальный орган УИС. Очевидно, что для качественного и полного выполнения функций, возложенных на специальные подразделения УИС по конвоированию, необходимо постоянно и своевременно обмениваться информацией с взаимодействующими органами .
Необходимо выделить наиболее актуальные направления взаимодействия, в рамках выполнения функций конвоирования.
1) Взаимодействие с отделами (группами) специального учета учреждений УИС, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы или предварительного заключения.
Предоставляемая подразделениями специального учета информация должна быть своевременной, полной и достоверной в отношении конвоируемых лиц. Важность этого обуславливается заблаговременным планированием выполнения предстоящей задачи. На основании данных в заявках на конвоирование решается вопрос о наиболее рациональном решении задачи с оптимальным привлечением сил и средств.
Помимо сведений, предоставляемых в заявке на конвоирование установленной формы, большой интерес вызывают личные данные, характеризующие перемещаемых осужденных и лиц, содержащихся под стражей: состоит ли на профилактическом учете, склонен ли к побегу, нападению, членовредительству, является ли лидером организованной преступной группы, требует ли изоляции от основной массы, болен ли туберкулезом и т. д. Выявленная информации позволяет обратить особое внимание на указанных лиц личным составом караула.
Максимум усилий при подготовке караулов по конвоированию к несению службы следует направлять на предупреждение и предотвращение осложнения обстановки.
Необходимо выделить круг значимой информации для подразделений по конвоированию для выполнения служебных задач. Внести изменения в установленную форму заявки на конвоирование осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Заявка на конвоирование должна как минимум согласовываться с взаимодействующими подразделениями учреждения УИС, либо графы заявки необходимо заполнять каждому структурному подразделению учреждения УИС в отдельности .
2) Поддержание связи с дежурными учреждений УИС, в которые планируется принятие осужденных и лиц, содержащихся под стражей для конвоирования.
По большинству организационных вопросов именно с этими сотрудниками учреждения УИС наиболее тесно взаимодействует начальник караула по конвоированию.
От своевременного оповещения дежурного помощника начальника учреждения о времени прибытия караула по конвоированию зависит степень подготовленности осужденных и лиц, содержащихся под стражей, к их убытию. Подготовка осужденных и лиц, содержащихся под стражей, к конвоированию включает в себя комплекс мероприятий (размещение их в сборном отделении, в случае их нахождения в пути более 6 часов – обеспечение индивидуальным рационом питания, подготовка продовольственных аттестатов, медицинский осмотр и т.д.). Несвоевременное информирование данной категории сотрудников о прибытии караула, приводит к ожиданию караулом по конвоированию, проведения комплекса подготовительных мероприятий органом-отправителем.
Порядок их информирования о прибытии караула каждый территориальный орган УИС решает самостоятельно. Единый алгоритм в данном вопросе выработать сложно, в связи со спецификой каждого субъекта РФ и характером выполняемых служебных задач. На наш взгляд, решить вопрос можно путем направления маршрутного расписания движения караулов по конвоированию с указанием числа и времени в учреждения УИС либо заблаговременным их информированием до прибытия караула через дежурную службу специальных подразделений УИС по конвоированию. Второй вариант является более оптимальным, так как дежурный в управлениях (отделах) по конвоированию располагает информацией о месте нахождения специальных автомобилей типа «АЗ» через систему ГЛОНАСС.
3) Взаимодействие с органами внутренних дел по вопросам организации и выполнения функций конвоирования.
Взаимодействие специальных подразделений УИС по конвоированию с органами внутренних дел осуществляется как в период организации служебной деятельности, так и во время конвоирования.
Взаимодействие осуществляется по следующим основным направлениям:
- порядок организации связи при выполнении повседневных задач;
- совместные действия при розыскных мероприятиях и возникновении чрезвычайных обстоятельств;
- совместная организация конвоирования по железнодорожным маршрутам с главным центром специальных перевозок МВД России;
- при организации воздушного конвоирования .
Накоплен положительный опыт взаимодействия ряда управлений (отделов) по конвоированию территориальных органов УИС с органами внутренних дел. Так, в одном из территориальных органов УИС графики движения автодорожных караулов ежемесячно направляются в отделы полиции, расположенные на маршруте следования этих караулов. Наличие информации у органов внутренних дел о времени и месте прохождения караулов по конвоированию позволяет своевременно среагировать на возможное осложнение оперативной обстановки на маршруте конвоирования.
В другом территориальном органе УИС согласован вопрос с МВД региона РФ о возможности использования, при необходимости, в качестве пунктов остановок специальных автомобилей типа «АЗ» территории отделов (отделений) полиции. При большой протяженности маршрута конвоирования и отсутствия учреждений УИС на маршруте конвоирования, указанная мера позволяет произвести остановку специального автомобиля типа «АЗ» в безопасном месте, с целью его осмотра, пересадки осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в другой специальный автомобиль типа «АЗ» в случае его неисправности и т.д. В третьем территориальном органе УИС для проведения занятий с водителями-сотрудниками специальных автомобилей типа «АЗ» и старшими машин привлекаются сотрудники ГИБДД. Такая форма проводимой работы, наряду с другими, способствует безаварийной эксплуатации транспортных средств. В четвертом территориальном органе УИС выполнение сложной задачи, связанной с перевозкой группы осужденных женщин с детьми, осуществлялось в сопровождении экипажей ГИБДД. Данная мера позволила получить преимущество перед другими участниками дорожного движения и максимально быстро и безопасно осуществить конвоирование данной группы осужденных.
Анализ положительного опыта позволяет говорить о необходимости его внедрения в практическую деятельность всех специальных подразделений УИС по конвоированию и закрепления в нормативно-правовых актах.
4) Организация взаимодействия с центрами инженерно-технического обеспечения (далее – ЦИТО) территориальных органов УИС.
Взаимодействие с ЦИТО условно можно разделить на три направления.