Фрагмент для ознакомления
2
1. Значение и функции планирования в деятельности любой орга-низации СКС
В настоящее время планирование занимает немаловажное место в различных сферах общественной жизни. Непрерывно трансформирую-щийся процесс планирования влияет на все управленческие функции той или иной организации. Не применяя положительные стороны, преимуще-ства планирования, предприятия в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели или направления деятельности предприятия. Процесс планирования обеспечивает основу для управления членами ор-ганизации.
Значение процесса планирования в деятельности культурной органи-зации заключается в детальной разработке планов, касающихся опреде-ленной сферы культуры, их реализации, а также в контроле над их выпол-нением.
Функции планирования в деятельности любой организации СКС вклю-чают:
- функция управления (составление директивных и распоряди-тельных документов);
- функция менеджмента (планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор и создание необ-ходимых средств для приближения к желаемому результату);
- аналитическая функция (анализ предшествующего опыта куль-турной организации и формирование дальнейших перспектив организаци-онной деятельности). Поскольку в учреждениях культуры проводимые мероприятия, культурные программы представляют собой продукт, а по-сетители учреждений культуры выступают в роли потребителей, то эти по-казатели являются главным результатом деятельности, следовательно, они и являются основными субъектами аналитической функции планирования;
- нормативно- экономическая функция. Государство в лице мини-стерств и ведомств более не устанавливает в централизованном поряд-ке нормы и нормативы рационального использования трудовых ресур-сов: расходы материалов, сырья, электроэнергии, инвентаря; ставки, окла-ды (за исключением минимальных), разряды, тарифы; использование ос-новных фондов: здания, сооружения, машины и т. д. Однако в государ-ственном секторе экономики, и даже в некоммерческой сфере (в социально-культурных учреждениях), нормативные методы планирования сохраня-ются, хотя в более мягкой форме, без многочисленных предписаний и за-претов, положений и инструкций. Социально-культурное учреждение для собственных выгод самостоятельно руководствуется собственными нор-мами использования электроэнергии, топлива, финансов, затрат труда на подготовку и проведение того или иного мероприятия;
- оценочная функция. В любом виде планирования составле-ние плана всегда подкрепляется оценкой возможностей и ресурсов реали-зации намеченных задач.
Таким образом, значение и функции процесса планирования социаль-но-экономического развития является для каждого предприятия весьма сложным и трудоемким предметом деятельности той или иной культурной организации.
2. Принципы планирования
В современной практике планирования широкую известность имеют следующие принципы:
2.1. Системный подход.
Системный подход планирования любой культурной организации СКС заключается в составлении и соотнесении планов по срокам и уров-ням планирования. В частности, системный подход реализуется через формирование всех социально-культурных планов; органическом сочета-нии перспективных, годовых и оперативных планов. Системность рас-сматривается как целостная система мер.
В каждой культурной организации результаты организационной де-ятельности различных подразделений во многом зависят от уровня разви-тия техники, технологии, организации производства, использования тру-довых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих дру-гих экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимае-мые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечи-вающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных ре-зультатах всего предприятия.
2.2. Перспективный подход.
Перспективное принцип планирования основывается на прогнозиро-вании, иначе его называют стратегическим планированием. С его помо-щью прогнозируются перспективная потребность в новых видах продук-ции и услуг. Перспективное планирование традиционно подразделяется на долгосрочное (10-15 лет) и среднесрочное (5 лет), или пятилетнее, плани-рование.
Долгосрочный план, на 10-15 лет, имеет проблемно-целевой харак-тер. В нем формулируется экономическая стратегия деятельности пред-приятия на длительный период с учетом расширения границ действующих рынков сбыта и освоения новых. Число показателей в плане ограниченно. Цели и задачи перспективного долгосрочного плана конкретизируются в среднесрочном (пятилетнем) плане. Объектами среднесрочного планиро-вания являются организационная структура, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследова-ния и разработки, доля рынка и т.п.
В настоящее время сроки исполнения (разработки) планов не имеют обязательного характера и ряд предприятий разрабатывают долгосроч-ные планы сроком на 5 лет, среднесрочные на 2-3 года.
Оперативно-производственное планирование уточняет задания те-кущего годового плана на более короткие отрезки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производственным подразделениям: организа-ция- отдел -команда -рабочее место. Такой план служит средством обеспе-чения ритмичного предоставления услуг и равномерной работы предпри-ятия и доводит плановое задание до непосредственных исполнителей — рабочих.
В целом перспективное планирование оказывает огромное влияние на качество составления планов того или иного культурного предприятия. Данный принцип способствует формированию задач и целей организации на конкретный промежуток времени, а также анализу и определению воз-можных экономических убытков и организационных недочетов.
2.3. Комплексность.
Комплексный принцип планирования проявляется через:
-Учёт социально-экономической ситуации;
- Преодоление ведомственного подхода к планированию культуры;
- Взаимодействие всех аспектов развития культуры.
Следует отметить, что комплексный подход схож с системным, одна-ко между ними есть разница. Комплексный принцип в отличие от систем-ного, в котором все структурные элементы равны по своему функционалу и полю функционирования, заключается не только в анализе всех внешних и внутренних процессов культурной организации, но и во взаимовлиянии и взаимодействии структурных компонентов. Аспекты развития культуры подвергаются изменениям со стороны внешних условий, тем самым влия-ют на деятельность других элементов организации.
2.4. Пропорциональность.
Данный принцип реализуется через сбалансированность и рацио-нальность отдельных элементов и пропорции планов.
Пропорциональное планирование организации культуры выра-жается через объективную необходимость и возможность ведения организационной деятельности по единому плану, а также установления и соблюдения пропорций во всём предприятии в интересах быстрого роста производства и предоставления услуг. За-кон планомерного, пропорционального развития требует сознательного, централизованного регулирования производства в масштабе всей эконо-мики, отдельных её отраслей и отделов.
Благодаря данному принципу руководству культурной организа-ции удается соблюдать баланс между планами, а также грамотно и целесо-образно распределять средства и ресурсы.
2.5. Федерализм
Принцип федерализма заключается в сочетании федеральных планов с самостоятельным планированием регионов и организаций. Любая культурная организация СКС должна опираться, в первую очередь, на нормативную базу федеральных документов (Конституция РФ, ФЗ РФ и т.п.) и не противоречить укоренившимся правовым нормам РФ. Кроме то-го, организация должна пропагандировать моральные и идеалистические принципы государства, поскольку организация представляет собой инсти-тут реализации и социализации личности.
2.6. Непрерывность планирования
Планы больших временных горизонтов служат основой для со-ставления планов, ориентированных на меньшие периоды, таким образом, должны достигаться установленные стратегические цели той или иной культурной организации.
Непрерывность процесса планирования позволяет организации реализовывать планы в срок, достигать больших результатов с минималь-ными убытками.
2.7. Обоснованность планов
Обоснование плановых заданий с помощью наиболее адекватных методов планирования.
Критерием принципа обоснованности планирования является адекватность и рациональность, а также оптимальность различных планов, которые проявляется через минимальную трудоемкость, материалоем-кость или себестоимость продукции, максимальная прибыль, увеличение количества посетителей (в частности для культурного предприятия) и дру-гие конечные результаты деятельности предприятия.
3. Виды планов в сфере культуры.
3.1. Стратегический (перспективный)
Стратегия понятие многогранное. В качестве его важнейших характери-стик можно привести следующие определения, которые вполне отвечают сущности понятия:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/ Г.А. Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Артемьева Т. В., Тульчинский Г. Л. Основы академического фандрейзинга в социальной сфере: привлечение средств на реализацию научно-образовательных и социально-культурных проектов и про-грамм. СПб: Изд-во РГПУ, 2007. — 219 с.
3. Галуцкий, Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. - Москва, 1998; 464 с.
4. Гончарова, Н.П. Социально-культурная деятельность учреждений культуры клубного типа Горушкина, С.Н. Управление проектами как инструмент культурной политики // Справочник руководителя учре-ждения культуры. - 2009. - № 1. – 243с.
5. Гордин В. Э. Социальная политика и социальный маркетинг. СПб СПб УЭиФ. 1993. – 173с.
6. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства. 2-е изд. перераб. И доп. - М.: Изд-во МГУК, ИПО «Профиздат», 2002. - 288 с.
7. Исаева И.Ю. Досуговая педагогика: учебное пособие /И.Ю. Исаева,-М.: Флинта:НОУ ВПО «МПСИ», 2010.-200 с.
8. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной дея-тельности. –2007,-313с.
9. Тульчинский, Г.Л., Шекова, Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учеб-ное пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2003. - С. 396 - 409.
10. Рудич Л. И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы техноло-гии. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. 234 с.
11. Румянцева, З.П. Менеджмент организации: учебное пособие / З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин, Р.З. Акбердин. - М.: Инфра-М, 2006. - 432 с.
12. Шекова Е. Л. Менеджмент в сфере культуры. Опыт России и США. СПб: СПбГУКИ, 2003. - 375 с.
13. Шишкин С. В. Экономика социальной сферы. М.: ГУ ВШЭ, 2003. – 253 с.