Фрагмент для ознакомления
2
Логистика — это способ организации, управления и контроля в передвижении товаров и информации с выявлением наиболее рациональных методов и путей. Логистика на предприятии позволяет уменьшить расходы компании, выбрать наиболее рациональные пути доставки грузов, методы их хранения и прочие задачи.
Логистику принято разделять, в основном, на закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную. Иногда выделяют отдельно складскую логистику (логистику складирования), однако ее вполне можно рассматри¬вать как составную часть закупочной, производственной, распре¬делительной и транспортной логистики. Остановимся на крат¬ком описании основных функциональных областей логистики.
Закупочная логистика: назначение закупочной логистики состоит в снабжении, обес¬печении компании, предприятия товарами, материалами, сырьем, комплектующими, полуфабрикатами и т.п.; в хранении товаров; в управлении складскими запасами в зависимости от объема продаж, планируемого графика производства товара; в анализе и контроле товарных запасов; организации заказа товаров; оп¬ределении оптимального размера заказа; поиске и выборе по¬ставщиков и т.д.
Производственная логистика: производственная логистика обеспечивает непрерывную заг¬рузку производства сырьем, материалами, комплектующими и их хранение; оптимизацию внутрипроизводственных технологических марш¬рутов; содействие в обеспечении непрерывности производства в соответствии с производственным графиком, циклом и т.д.
Транспортная логистика: основной задачей является обеспечение транспортировки то¬варов; минимизация транспортных затрат; нахождение оптималь¬ных маршрутов по доставке; создание логистических схем, по¬иск и выбор перевозчиков, экспедиторов; планирование дос¬тавки; участие в части логистики в предконтрактной работе и при заключении контрактов купли-продажи; прохождение та¬моженных формальностей в стране, отправления, назначения и при транзите через третьи страны; обеспечение единой контро¬лируемой схемы доставки при различных перевозчиках и видах транспорта при смешанных (интермодальных) перевозках; кон-солидация (объединение) грузов в процессе доставки; хране¬ние на транзитных складах и складах временного хранения; согласование отгрузочных инструкций с отправителем и получателем и т.д.
Информационная логистика: целью информационной логистики является управление ин¬формационными потоками, взаимосвязанными с материальными и финансовыми потоками; внедрение новейших информационных тех¬нологий, интегрированных информационных систем автоматиза¬ции в логистические процессы; использование их в закупочной, про¬изводственной, распределительной и транспортной логистике; со-здание систем планирования, учета и управления, систем монито¬ринга (отслеживания), позволяющих информировать клиентов о текущем статусе доставки, местонахождении товара в режиме реального времени и т.д.
Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта
Ключевая роль транспортировки в логистике объясняется не только большим удельным весом транспортных расходов в общем составе логистических издержек, но и тем, что без транспортиров¬ки невозможно само существование материального потока. Зачас¬тую транспортный сервис, дополненный операциями грузоперера¬ботки, например, на грузовых терминалах, включает подавляющее большинство логистических активностей для внешних и интегри¬рованных ЛС. Роль транспортировки настолько велика, что круг вопросов, относящийся к этой ключевой комплексной логистической актив¬ности, выделен в предмет изучения специальной дисциплины ¬транспортной. Согласно классификации ЛС можно выделить внешнюю (в ло¬гистических каналах снабжения — сбыта) и внутреннюю (внутри¬производственную, технологическую) транспортировку.
Современное понятие транспортировки грузов в нашей стране существенно изменилось с развитием рыночных отношений от от¬расли, приравненной к промышленным отраслям экономики, до сферы услуг — транспортного сервиса. С позиций потребителя транс¬портный сервис должен обеспечить доставку груза (МР, ГП) обус¬ловленного качества в заданное место и время с минимальными затратами. Поэтому потребители транспортных услуг выбирают та¬кие виды транспорта и способы транспортировки, которые обес¬печивали бы наилучшее качество логистического сервиса.
Транспортный сервис в современных условиях включает в себя не только собственно перевозку грузов от поставщика потребите¬лю, но и большое количество экспедиторских, информационных и трансакционных операций, услуг по грузопереработке, страхова¬нию, охране и т.п.
На уровне логистического менеджмента фирмы управление транспортировкой состоит из нескольких основных этапов:
1) Выбор способа транспортировки
2) Выбор вида транспорта
3) Выбор транспортного средства
4) Выбор перевозчика и логистических партнеров по транспортировке
5) Оптимизация параметров транспортного процесса
Различные виды транспорта составляют транспортный комплекс (ТК). ТК России образуют зарегистрированные на ее территории юридические и физические лица — предприниматели, осуществ¬ляющие на всех видах транспорта перевозочную и транспортно¬ экспедиционную деятельность, проектирование, строительство, ремонт и содержание железнодорожных путей, автомобильных до¬рог и сооружений на них, трубопроводов, работы, связанные с обслуживанием судоходных гидротехнических сооружений, водных и воздушных путей сообщения, проведение научных исследова¬ний и подготовкой кадров, входящие в систему транспорта пред¬приятия, изготавливающие транспортные средства, а также орга¬низации, выполняющие иную связанную с транспортным процес¬сом работу. .
Терминальные перевозки: перевозка грузов, организуемая и осуществляемая через терминалы, называется терминальной перевоз¬кой. Значение этого вида транспортировки в современных микро и макрологистических системах чрезвычайно возросло, что предопределено, прежде всего, интегрированием в нем большого числа ло¬гистических активностей.