Фрагмент для ознакомления
2
История развития местного самоуправления в России насчитывает несколько столетий. Местная (общинная) власть является исторически первой элементарной формой самоорганизации людей. Говоря о русской общине, следует отметить, что именно в рамках этой социальной общности проходило формирование гражданской позиции и в целом коллективного сознания крестьян.
В качестве одного из первых примеров местного самоуправления можно выделить вече, которое выполняло функции коллективного управления. Таким образом, вече – одно из первых проявлений непосредственной демократии. Здесь можно отметить общегородское вече – центральный орган Вече нельзя назвать представительным органом, поскольку оно не избиралось путем голосования или выборов. В данном виде собрания участвовали все желающие граждане. Однако постепенно вече становилось органом представительной власти.
В 16 веке появляются новые органы местной власти – губные и земские избы. Появление губных изб было связано с намерением создать при участии местного населения специальные органы власти, наделенные карательной функцией, основной целью которых будет борьба с крестьянскими выступлениями. Во главе губной власти стоял губной староста, который избирался на сходах местных жителей. Постепенно круг полномочий губных старост расширяется – им делегируют полномочия, связанные с земельными отношениями, различными промыслами.
Также рассмотрим концепцию местного самоуправления свободной общины.
В общественной теории главным аспектом является природа деятельности органов власти – хозяйственная ее сторона .
По мнению дореволюционного государствоведа Н.М. Коркунова, общественная теория подразумевает, что местное общество само способно видеть свои интересы и потребности и достигать их .
Однако на деле оказалось сложным разделить общинные и государственные дела . Можно привести зарубежный пример. Согласно законам о местном управлении 1972 и 1985 гг. Англия, Уэльс, Шотландия и Северная Ирландия, Лондон имеют разные организации местного самоуправления .
Административные территории кроме приходов и общин с численностью населения менее 150 управляются советами. Советы представляют собой юридические лица. Приходы и общины управляются собраниями избирателей. В России – это сход граждан при численности населения менее ста человек. Советы графств, округов и городских округов избираются на 4 года. Ротация проводится каждый год в течение первых трех лет и составляет одну треть численности совета. Советы приходов и общин избираются на 3 года. Ротации в них не происходит .
Общей тенденцией является то, что компетенции между штатами и муниципалитетами четко разграничены. Это обусловлено исторически, поскольку США формировались «снизу». Первые поселенцы, по сути, образовывали муниципалитеты и осуществляли местное самоуправление самостоятельно. Такие колонии постепенно укрупнялись для решения проблем. Поэтому, по словам Алексиса де Токвиля, «община была образована раньше, чем графство, графство появилось прежде штата, а штат – прежде, чем вся конфедерация» .
Проблема развития местных территорий комплексная: она психологическая, экономическая и, конечно, политико-правовая. Период отказа от самостоятельной общины протяжённостью в три поколения наложил неизгладимый ментальный отпечаток на постсоветское пространство. Эпоха ушла, а социальная инфантильность, иждивенчество и безразличие к общественному пространству сохранились почти на всей территории России. Возвращённая дифференциация форм собственности внесла новые посылы, жизнь граждан начала меняться. Одни вынуждены «любить» и «ценить» недешёвые пространства своих подъездов и придомовой территории. По данным Института проблем естественных монополий, нагрузка на бюджеты домохозяйств составляет от 7–13% .
Другие рассматривают территорию муниципалитета как площадку для бизнеса. В Статистическом регистре хозяйствующих субъектов на 1 января 2018 года по городу Владивостоку учтено 44,6 тыс. предприятий и организаций всех форм собственности, из которых более 41 тысячи – это частные .
Финансово-экономические инструменты способствуют формированию сознания человека, появлению чувства гражданской ответственности и чувства причастности к процессу создания жизненного пространства. Социализация – сложный и постоянный жизненный процесс адаптации личности к постоянно меняющимся условиям существования .
Выделенные основные функциональные задачи не включают проблематику, связанную с территорией проживания в границах муниципального пространства. Сам факт формирования и передачи муниципальных социальных навыков и местных компетенций свидетельствует о наличии ещё одного общественно-территориального института. Этимология слова «общественная» относится к «общине» – к самой традиционной форме социальной организации небольшой группы по месту её традиционного проживания .
Л. Б. Алаев определяет общину как незначительную социальную группу, обладающую способностью к биологическому и экономическому воспроизводству, имеющую собственную организацию .
Соответственно, община – это воплощение живой связи людей, возникающей при регулярных отношениях в рамках одного пространства. Общинные отношения отличаются близостью и эмоциональностью, устойчивостью и территориальным единством. Именно общины должны стать тем механизмом, который позволит сохранить не только традиционное хозяйство, но и этническую и духовную культуру в конечном итоге обеспечит их жизнеспособность .
В пример можно привести Некоммерческое партнерство приемных семей "Община Китеж". Это самая известная и, пожалуй, самая успешная из всех общин России. Она богата, известна, обширна, пользуется поддержкой правительства. Главная ее идея – это воспитание детей. Причем в первую очередь детей-сирот. Выглядит это так: люди, которые приезжают в общину (желательно педагоги, имеющие несколько своих детей) берут на воспитание еще несколько детей приемных из числа детей-сирот. И воспитывают. Китеж поддерживают не только Российские власти. Многие международные благотворительные фонды помогают и финансами, и оборудованием.
Община «Китеж» - первое и пока единственное в России терапевтическое сообщество приемных семей, которое объединяет преимущества семейного устройства детей-сирот с коллективными формами воспитания и психологической работы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. ст. 3822.
2. Ассоциация «Общенациональная ассоциация территориального общественного самоуправления» [Электронный ресурс] // Официальный сайт ОАТОС. URL http://oatos.ru/;
3. Развитие ТОС в России [Электронный ресурс] / Общенациональная ассоциация ТОС // Сервис облачного хранения файлов dropbox. URL https://www.dropbox. com/s/oqfd91hdssfw1u1 (дата обращения 01.10.2020).
4. Булах Е. В., Князева А. Р., Цой В. Г. Взаимное влияние процессов формирования гражданской культуры и социально-политического муниципального пространства: от приамурского земского собора до настоящего времени // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 1 (52). С. 98–105.
5. Булах Е. В., Князева А. Р., Цой В. Г. Институционализация общественного самоуправления в политической практике России // Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 24. № 9. С. 56–63.
6. Булдакова В. Г. Община как фактор развития национально-этнических общностей // Вестник СВФУ. 2010. № 4. С. 84–88.
7. Владивосток: день за днем: Бюллетень [Электронный ресурс] // МКУ «Центр Развития Предпринимательства» (сайт). URL http://crpvl.ru/assets/docs2018/ Primstat/ПриморскстатВладивосток2017. Docx (дата обращения 01.10.2020).
8. Гузь Н. А., Царева Л. М. Партисипаторное бюджетирование: обзор зарубежного опыта // European journal of economics and management sciences. 2016. № 2. С. 53– 55.
9. Данилова Л. В., Данилов В. П. Проблемы теории и истории общины // Община в Африке: Проблемы типологии. – М.: Наука, 1978. 291 с. – C. 15.
10. Де Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992. С. 51.
11. Демочкин Н. Н., Куликова Г. Б. Советы в период коммунистического строительства в историографии 1956-1970 годов // Вопросы истории. 1971, № 11. Доступно из: Советы в период коммунистического строительства в историографии 1956-1970 годов [Электронный ресурс] // Русский Либмонстр (libmonster.ru). URL: https:// libmonster.ru/m/articles/view/СОВЕТЫ-ВПЕРИОД- КОММУНИСТИЧЕСКОГОСТРОИТЕЛЬСТВА-ВИСТОРИОГРАФИИ-1956-1970-ГОДОВ (дата обращения 01.10.2020).
12. Евгений Булах: соседская община как локомотив развития локальных территориальных пространств [Электронный ресурс] // Patrokl.info (сайт). URL https:// patrokl.info/2019/05/13/sosedtos/ (дата обращения 01.10.2020).
13. Еникеева Д.Р. К вопросу о концепциях (теориях) местного самоуправления // Юридическая наука. - 2011. - № 3.
14. Игнатов В.Г., Рудой В.В. Местное самоуправление. Ростов-на Дону: Феникс, 2003. С.27.
15. Кутафин O.E., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997. С. 44.
16. Лазаревский Н.И. Лекции по государственному праву. Т. І-ІІ. Конституционное право. 2-е изд. СПб., 1910. С. 7.
17. Община «Китеж» [Электронный ресурс]. URL: http://f-sk.ru/kitezh/ (дата обращения 01.10.2020).
18. Пашинский В. Пространственновременная динамика человеческих сообществ разного масштаба. – М.: Товарищество научных изданий КМК, 2011. 417 с.
19. Позднякова О. В. Социальная адаптация как стадия социализации личности // Социально-экономические явления и процессы. 2011. № 5–6 (027–028). С. 362– 366.
20. Поселение «Гришино» [Электронный ресурс]. URL: https://eco-digest.livejournal.com/3272.html (дата обращения 01.10.2020).
21. Реестр ТОС [Электронный ресурс] // Администрация Владивостока (сайт) URL: http://vlc.ru/society/Territorialnoeobschestvennoe-samoupravlenie-TOS-vgorode-Vladivostoke/Reestr-TOS (дата обращения 01.10.2020).
22. Рост тарифов на ЖКУ в 2019 году: анализ для крупнейших городов и регионов России. Отчет [Электронный ресурс] // Институт проблем естественных монополий (сайт). URL http://ipem.ru/research/ fuel/fuel_works/210.html (дата обращения 01.10.2020).
23. Социология города / В. Вахштайн [Электронный ресурс] // Постнаука (сайт). URL https://postnauka.ru/faq/59648 (дата обращения 01.10.2020).
24. Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник. М.: Юристъ, 1997. С. 58.
25. Экологическое поселение «Нево – Эковиль». [Электронный ресурс]. URL: http://www.nevo-ecoville.narod.ru (дата обращения 01.10.2020).
26. Ясюнас В. А. Теории и конституционные модели местного самоуправления и управления // Вестник Университета. 2013. № 19. С. 119 – 122.
27. Building an Institutional Framework for Regulatory Impact Analysis (RIA) / OECD, 2008. P. 14. http:// www.oecd.org/ document/ 12/ 0,3343, en_ 2649_ 34141_ 42247372_ 1_ 1_ 1_ 1,00.html
28. Kirkpatrick C., Parker D. Regulatory impact assessment: an overview // Regulatory impact assessment / Ed. by C. Kirkpatrick, D. Parker. Cheltenham (UK), Northampton (MA, USA), 2007. P. 1.