Фрагмент для ознакомления
2
"Психологический климат", "психологическая атмосфера", "социальная атмосфера", "климат организации", "микроклимат " – эти понятия используются при обозначении псих состояния группы. Во многом они метафоричны.
В одних условиях группа функционирует оптимально и ее члены способны полностью реализовать себя, а в других стремятся выйти из группы.
Сейчас "псих климат" - это уже устоявшееся понятие, характеризующее психологическую стороны сложившихся отношений между сотрудниками.
В отечественной социальной психологии термин "психологический климат" впервые был использован Н.С. Мансуровым, изучавшим производственные коллективы [9]
В. М. Шепель первый раскрыл понятие «психологического климата», он считает, что это – эмоциональная окраска взаимоотношений в группе/ коллективе, которая возникает на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей.
Он выделил три климатические зоны. Первая – это климат, который определяется тем, насколько данная группа понимала цели и задачи, если она гарантировала соблюдение всех конституционных прав и обязанностей работников как граждан. Вторая – это моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности приняты в данной группе. Третья - это психологический климат, неформальные отношения, которые складываются между сотрудниками, находящимися в контакте между собой.
Психологический климат - это микроклимат, который гораздо более локальный, чем социальный и моральный климат [3].
По Н. П. Аникеева "психологический климат" - не только психология коллектива, но также условия, которые влияют на состояние человека, материальные и социальные условия и т. д. Одной из важных составляющих психологического климата является удовлетворенность сотрудников своей жизнь и деятельностью в коллективе. Таким образом определяется привязанность к своей работе и формируется эмоциональное состояние.
По Г. М. Андреевой психологический климат - "совокупность псих состояний, настроений, установок людей в группе и коллективе".
А. Томов определяет псих климат так - "это качественный аспект межличностных отношений, проявляющийся как общая совокупность психологических условий, которые способствуют или тормозят продуктивную совместную деятельность и всестороннее развитие личности в коллективе/ группе".
По В. А. Петровскому, важными признаками положительного психологического климата: доверие и высокие требования друг к другу у коллег; деловая и доброжелательная критика; свободное выражение своего мнения при решении каких-либо вопросов, затрагивающих коллектив; отсутствие давления со стороны руководителя и одобрения их права принимать важные групповые решения; достаточная осведомленность сотрудников о задачах и ходе их выполнения; удовлетворенность принадлежностью к коллективу [8].
В целом именно от уровня развитости группы/ коллектива зависит состояние психологического климата.
Коломинский установил наличие положительная связи у психологического климата развитого коллектива и эффективностью совместной деятельности сотрудников. Применяются специальные мероприятия: научно обоснованный отбор, обучение и периодическая аттестация управленческого персонала; подбор первичных команд учитывая психологическую совместимость; использование психологических методов, способствующих развитию взаимодействия и взаимопонимания [3].
Характеристики климата: взаимопонимание и стабильность, сплоченность, эмоциональное состояние и др. На психологический климат влияет и отношение членов команды к людям в целом. Благополучие отношений определяется также такими качествами их участников, как доброжелательность друг к другу, желание брать на себя ответственность, умение относиться к себе критично, общие интересы у сотрудников.
Психологический климат наиболее ярко проявляется в совместимости людей. Это обычно понимается как определенное созвучие ценностей, интересов, эмоциональных установок и общего образа жизни. Если в коллективе есть такое созвучие, то человека принимают таким, какой он есть. Совместимость проявляется в том, что члены коллектива имеют сходство мнений, ценностных суждений во взаимоотношениях, члены коллектива притягиваются друг к другу не только из-за сходства характеров, но и по принципу дополнительности, взаимодополняемости. Ценностные ориентации членов коллектива могут не только совпадать, иметь тесную иерархическую структуру, но и дополнять друг друга, компенсируя и сглаживая различия в целях [7].
Амбиции и честолюбие во многом определяют выбор жизненного пути и формирование эмоционального климата в коллективе. Если социальный статус и профессиональные достижения не приносят человеку удовлетворения, то нереализованные притязания превратятся в муки уязвленного самолюбия и окажут негативное влияние на межличностные отношения в коллективе.
Благоприятный психологический климат в обществе напрямую связан с уровнем психологического развития последнего. В связи с этим определяющими чертами благоприятного психологического климата являются ярко выраженные социально-психологические феномены межличностных отношений, которые свойственны группам-коллективам.
Таким образом, такими показателями являются:
все сотрудники должны быть проинформированы о этапах совместной деятельности, т.е. поставленных целях и задачах;
опосредование межличностных отношений на высоком уровне (в том числе взаимного признания в обществе);
значимое выражение эффективной групповой эмоциональной идентификации;
адекватное распределение обязанностей и ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности;
высокий уровень взаимности в сфере притяжения и референтных отношений;
высокий показатель ценностной ориентации и субъектно-ценностного единства;
готовность и главное способность сотрудников к проявлению личностного самоопределения и др.
Межличностные отношения влияют на эффективность работы коллектива по-разному. Прежде всего, это зависит от уровня социально-психологической зрелости группы. Хороший эмоциональный фон в группе часто способствует успеху ее работы. Однако существуют различия в степени и качестве его влияния на эффективность деятельности в группах разного уровня социально-психологической зрелости. Для относительно простых заданий, которые знакомы участникам и не требуют совместных усилий, не порождают повышенного эмоционального напряжения, межличностные отношения не должны существенно влиять на успешность работы. В сложных коллективных задачах, непривычных для членов группы, требующих совместных скоординированных усилий и порождающих повышенное эмоциональное напряжение, более социально и психологически развитые группы должны работать лучше [5].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Боровиков Н.В. Климат организации // Управление персоналом -2011.
2. Бояцис, Ричард На одной волне. Как управлять эмоциональным климатом в коллективе: моногр. / Ричард Бояцис, Энни Макки. - М.: Альпина Паблишер, 2015.
3. Галкина Т. П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие по спец. "Менеджмент" / Т. П. Галкина. - М.: Финансы и статистика, 2001.
4. Егорова Л. С. Управление социально - психологическим климатом на предприятиях / Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2008. - № 2.
5. Лукашевич В. Климат для коллектива // Российская торговля. – 2005.
6. Неймер Ю.Л. Социально – психологический климат коллектива предприятия // Социологические исследования. -1990 - № 11.
7. Станкин М. И. Психологические способы установления контактов между людьми. учебное пособие / М. И Станкин. – М., Воронеж: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та: Изд-во НПО "МОДЭК", 2006.
8. Щукина Е. Ф. Социально-психологический климат коллектива и его влияние на повышение эффективности деятельности учреждения // Социальная работа. – 2007. - N 6.
9. Яшкина Н. В. Совершенствование методов проведения бесед - основа разрешения конфликтных ситуаций // Менеджмент и кадры: психология управления, соционика и социология. - 2009. - N 8.