Фрагмент для ознакомления
2
В Приложении 2 показаны иллюстрации Бегемота как героя произведения «Мастер и Маргарита».
Свита Князя Тьмы играет важную роль в раскрытии сюжетной линии романа «Мастер и Маргарита». Образ Бегемота, любимого шута и подручного Воланда, в полной мере отражает искрометный юмор Булгакова, его любовь к неожиданным и забавным ситуациям. Но хвостатый герой — это не просто балагур и озорник, а агрессивный и коварный демон-оборотень, совершающий жестокие поступки.
По мнению исследователей, прототипом кота из «Мастера и Маргариты» стал демон чревоугодия Бегемот, персонаж из мистического произведения Михаила Орлова «История сношений человека с Дьяволом». В книге ему дается описание как существа с огромным животом, головой слона, массивными задними лапами, коротким хвостом и толстыми человеческими руками [1, c. 73].
Это объясняет, почему булгаковского кота зовут Бегемот. Как и его прототип, он имеет большое пузо и отличается невероятным аппетитом. В образе Бегемота также прослеживаются черты кота Мурра из романа Гофмана. Подобно гофмановскому персонажу, считающему себя талантливым писателем и поэтом, Бегемот самовлюблен и комичен.
По мнению жены писателя, в облике и повадках героя также прослеживаются черты живущего у них толстого кота Флюшки. В итоге Бегемот в романе Булгакова получился невероятно запоминающимся и колоритным [12, c. 36].
Бегемот в демонологической традиции - это демон желаний желудка. Отсюда необычайное обжорство Бегемота в Торгсине (магазине Торгового синдиката), когда он без разбора заглатывает все съестное. Булгаков иронизирует над посетителями валютного магазина, в том числе над самим собой. На валюту, полученную от зарубежных постановщиков булгаковских пьес, драматург с женой иногда делали покупки в Торгсине. Людей будто обуял демон Бегемот, и они спешат накупить деликатесов, тогда как за пределами столиц население живет впроголодь [13, c. 184].
«Политически вредная» речь Коровьева-Фагота, защищающего Бегемота - "бедный человек целый день починяет примуса; он проголодался... а откуда ему взять валюту?" - встречает сочувствие толпы и провоцирует бунт. Благообразный, бедно, но чисто одетый старичок сажает мнимого иностранца в сиреневом пальто в кадку с керченской сельдью.
Сцена, когда представители власти пытаются арестовать Бегемота в Нехорошей квартире, а тот объявляет, что кот - "древнее и неприкосновенное животное", устраивая шутовскую перестрелку, восходит, скорее всего, к философскому трактату "Сад Эпикура" (1894) французского писателя, Нобелевского лауреата Анатоля Франса (Тибо) (1867-1923).
Там приведен рассказ, как охотник Аристид спас щеглят, вылупившихся в кусте роз у него под окном, выстрелив в подбиравшуюся к ним кошку. Франс иронически замечает, что Аристид полагал единственным предназначением кошки ловить мышей и быть мишенью для пуль. Однако с точки зрения кошки, мнившей себя венцом творения, а щеглят - своей законной добычей, поступок охотника не находит оправдания.
Бегемот тоже не желает стать живой мишенью и полагает себя существом неприкосновенным. Возможно, эпизод с щеглами подсказал Булгакову сцену, когда пришедшие арестовывать Бегемота безуспешно пытаются поймать его сеткой для ловли птиц.
Бегемот состоит в свите Воланда. Это огромный черный кот, цвет которого отражает его демоническую сущность. Он ходит на задних лапах, как черт на копытах, имеет кавалерийские усы и большой живот [16, c. 45].
Это оборотень, наделенный магической силой. Он может превращаться в «низкорослого толстяка в рваной кепке» «с кошачьей рожей». Но чаще всего он появляется в облике кота, поражающего окружающих человеческими манерами и речью.
1. Бегемот пытается проехать в трамвае и всучить кондукторше гривенник, а когда та его выгоняет, уезжает на сцепке.
2. На глазах у Степы Лиходеева он пьет водку и закусывает маринованным грибом.
3. Во время сеанса черной магии на глазах у потрясенных зрителей Бегемот наливает из графина в стакан воду и выпивает ее.
4. Дяде Берлиоза Поплавскому кот сообщает, что это он дал ему телеграмму о смерти племянника, а затем проверяет его документы [23. C. 85].
Булгаковский кот — персонаж неоднозначный. Для него характерны следующие черты характера:
1. Агрессивность. В человеческом облике Бегемот избивает в туалете Варенуху, поджигает ресторан Грибоедова и Торгсин.
2. Жуликоватость. Кот мошенничает, даже играя в шахматы с хозяином.
3. Самолюбование. Бегемот любит покрасоваться. Во время бала у Воланда он надевает галстук и золотит усы.
4. Обжорство. Герой отличается неумеренным аппетитом, он поглощает всю пищу, до которой может дотянуться. Особенно ярко это проявляется в сцене в Торгсине.
5. Интеллигентские повадки. Бегемот любезно разговаривает с Маргаритой, помогает ей во время бала, угощает спиртом. Он прощается с людьми, оплачивает проезд, открывает двери, занимается философскими рассуждениями [21, c. 49].
Бегемот обладает сверхъестественными способностями. Он отрывает голову у конферансье Жоржа Бенгальского, а затем приставляет ее обратно, и одним словом «Брысь» отправляет Степу Лиходеева в Ялту.
Герой везде сопровождает своего хозяина как верный слуга и шут. Он поселяется с Воландом в квартире № 50, выполняет его приказы, устраивает каверзы на пару с Коровьевым. Бегемот принимает участие в бале, а затем вместе с мессиром покидает Москву. Кот появляется в следующих эпизодах романа:
1. В сцене погони Ивана Бездомного за Воландом герой ускользает от преследователя на трамвае.
2. Он расправляется со Степой Лиходееым и вместе с Коровьевым избивает Варенуху.
3. Герой принимает активное участие в сеансе черной магии Воланда. Когда разгорается скандал, он приказывает оркестру «урезать марш».
4. Кот посещает председателя зрелищной комиссии и отправляет его «к черту». На председательском кресле остается оживший костюм.
5. Похищает из гроба отрезанную голову Берлиоза.
6. Когда Маргарита посещает Воланда, кот играет с мессиром в шахматы. При этом он отчаянно жульничает.
7. По сигналу кота начинается бал. Во время приема герой сидит возле Маргариты и помогает ей приветствовать гостей, а затем купается в ванной с коньяком.
8. За ужином у Воланда кот галантно предлагает Маргарите спирт, рассказывает небылицы, стреляет из пистолета, чтобы доказать, что он умеет это делать не хуже Азазелло. При этом он убивает сову и ранит Геллу.
9. По просьбе Николая Ивановича кот диктует Гелле справку для супруги и ставит на ней штамп с надписью «Уплочено».
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Варламов, А.Н. Михаил Булгаков. М. - 2008. Сер. Вып. 1339 (1139) Жизнь замечательных людей : серия биографий
2. Гаврилов, В.В. «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова как православный роман // X Кирилло-Мефодиевские чтения. Сборник научных статей. Под ред. З.Я. Селицкой. 2018. С. 96-100.
3. Горбунова, Ю.С. Роль эпитетов в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Донецкие чтения 2016. Образование, наука и вызовы современности. Материалы I Международной научной конференции. Под общей редакцией С.В. Беспаловой. 2016. С. 25-27.
4. Данилина, О.И. Религиозно-философские взгляды М.А. Булгакова // Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке. Сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 10 частях. 2012. С. 33-38.
5. Иваньшина, Е.А. Аппаратура мастера: о сновидческом смысле композиции «Мастера и Маргариты» // Новый филологический вестник. 2015. № 2 (33). С. 103-118.
6. Иваньшина, Е.А. Слово о «Мастере и Маргарите» // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий. Материалы IX Международной научной конференции. Ответственный редактор А.Д. Черенкова. 2017. С. 231-239.
7. Кармалыс, Д.В. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: к вопросу автобиографизма // Молодость. Интеллект. Инициатива. Материалы V Международной научно-практической конференции студентов и магистрантов. 2017. С. 193-194.
8. Кацис, Л.Ф. Заметки об источниках и составных частях романа «Мастер и Маргарита» // Литературный факт. 2017. № 5. С. 266-287.
9. Кораблёв, А.А. Две Маргариты (об интертекстуальных проекциях в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Античность - Современность (вопросы филологии). Сборник научных работ. Донецкий национальный университет. Донецк, 2017. С. 42-49.
10. Кораблёв, А.А. Маргарита и критики (к вопросу о рецептивной установке в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Поэтика художественного текста. Материалы IV Международной заочной научной конференции. под ред. М.Н. Капрусовой, С.Ю. Толоконниковой. 2015. С. 137-141.
11. Купчик, Е.В. Сравнения в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вторые Григорьевские чтения. Неология как проблема лингвистической поэтики. Тезисы докладов международной научной конференции. 2018. С. 83-85.
12. М.А. Булгаков: pro et contra, антология. Личность и творчество М.А. Булгакова в оценках литературоведов, критиков, философов, социологов, искусствоведов / Составитель О.В. Богданова. Санкт-Петербург, 2019. Сер. Русский Путь
13. Миланова, Л.В. К вопросу о речевом портрете литературного героя (на материале Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита») // Межкультурная коммуникация в современном мире. сборник научных статей VI Международной научно‐практической конференции иностранных студентов . 2017. С. 45-48
14. Мочалова, А.С. и др. Художественное своеобразие романа Булгакова «Мастер и Маргарита» // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 3 (83). С. 33.
15. Немцев, В.И. Жанровое определение «Романа мастера» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита») // Актуальные проблемы истории, теории и преподавания русской литературы. Министерство образования и науки РФ; Федеральное агентство по образованию; ГОУ ВПО "Самарский государственный педагогический университет". Самара, 2008. С. 226-244.
16. Першагина, Т.Ю. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в контексте литературно-художественной традиции // Развитие науки и образования в современном мире. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2017. С. 79-87.
17. Сизова, Е.А. К философско-эстетическому анализу романа «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова // АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: ВЗГЛЯД МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ. материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 258-262.
18. Токарев, Д.В. Русская литература. 2005. № 3. С. 38-72.
19. Ужанков, А.Н. Прелестный роман Михаила Булгакова: дьяволиада в «Мастере и Маргарите» // Всесвiтня лiтература в сучаснiй школi. 2014. № 10. С. 40-46.
20. Урюпин, И.С. Религиозно-философские взгляды и духовно-просветительская миссия: материалы к биографии М.А. Булгакова // Филологическая регионалистика. 2013. № 2 (10). С. 32-38.
21. Чудакова, М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. — 2-е изд., доп. — М.: Книга, 1988. — С. 672.
22. Шамсутдинов, В.И. Концепт «Память» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Лингвометодическая школа в Республике Башкортостан. Материалы II Международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию филологического факультета и 40-летию кафедры теории языка и методики его преподавания Башкирского государственного университета. отв. ред. А.М. Ямалетдинова. 2017. С. 50-56.
23. Яблоков, Е.А. Михаил Булгаков и мировая культура. Справочник-тезаурус / Е. А. Яблоков. Санкт-Петербург, 2011