Фрагмент для ознакомления
2
субъективное в этом смысле, даже в том случае, когда оно правильно и адекватно отражает внешний мир. Это представление о мышлении как о процессе прежде всего развивается в работах И.А.Васильева, особенно во время анализа прогнозирования, предвидения. «Мышление, – подчеркивает И.А.Васильев, – это всегда поиск и открытие существенно нового». Предсказание того, что ищут в ходе процесса мышления, относится к высшим уровням познавательной деятельности человека.
Подытожить вышеназванные определения поможет, на наш взгляд, определение мышления, предложенное П.П.Шумским: «Мышление – это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением действительности, оно дифференцируется на виды в зависимости от уровней обобщения и характера используемых средств, в зависимости от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта мышления» .
Продолжая анализ проявлений (видов) мышления, а также процессуальной стороны, необходимо обязательно проанализировать психологические факторы, детерминирующие его. С одной стороны, практика как гносеологическая (условно внешняя детерминанта) позволяет выделить виды мышления и связанные с этим ряд его особенностей. Прежде всего, к ним можно отнести производные некоторых независимых переменных, которыми выступают подсистемы свойств мышления (виды мышления как гносеологическая категория) и подсистема общих умственных способностей. С другой стороны, весомым фактором, необходимым для понимания процесса развития и целенаправленного формирования мышления (прежде всего практической), является влияние опыта (внутренняя детерминанта) на процесс решения задачи.
Влияние содержательного опыта на процесс мышления достаточно широко представлен в литературе через такие понятия: «личностные смыслы», «системы-анализаторы», «стереотипия». Эти формальные условия, инициируемые субъектом и структурирующие задачи, можно назвать сверхсодержательными категориями («категориями, структурирующими»).
Именно к такому детерминирующему мышлению факторам Дж. О'коннор относит «ментальные модели»: глубоко укоренившиеся, руководящие идеи, стратегии, способы понимания. Они формируют наши мысли и действия, а также представления о желаемых результатах.
В развитии положений о факторах, которые детерминируют мышление, следует указать, что исследованиями убедительно доказано следующее: умственная деятельность реализуется как на уровне сознания, и на уровне бессознательного, характеризуется сложными переходами и взаимодействиями этих уровней психики.
Относительно умственной деятельности феномен установки изучался в работах С.А.Михайлова. Ученый опирался на концепцию Михайлова, называя установкой «склонность, направленность, готовность субъекта к совершению акта, могущего удовлетворить его потребность, как подготовительность к осуществлению определенной деятельности, направленной на удовлетворение актуальной потребности» .
Теория установки Д. М. Узнадзе предполагает, что процесс мышления может протекать совершенно независимо от той или иной установки субъекта. Каждый акт суждения, основывается на соответствующей установке, возникшей не на основе актуальной потребности и соответствующей установке, а на базе вторичной, так сказать, мнимой потребности и ее ситуации: в каждом отдельном случае у субъекта возникает вопрос (потребность познания), как и представление ситуации ее решения, вследствие чего у него появляется совершенно конкретная, определенная установка. В дальнейшем каждый отдельный независимый акт мышления возникает на основе этой установки и представляет частный случай ее реализации.
Итак, термином «мышление» в психологии обозначаются качественно разнородные процессы, потому что в основу их классификации, типологии и видов положены, как правило, различные феноменологические характеристики мышления. Обычно ученые предлагают «парные» классификации, основанные на противоположных, взаимоисключающих или взаимодополняющих признаках. Наиболее исследованы и продуктивны следующие классификации мышления, где дифференциация видов мышления осуществляется по способу освоения действительности.
2. Мышление как психический процесс
Мышление является сложной многофакторной структурой. В зависимости от уровня обобщения информации, средств, используемых для этого, новизны полученных результатов, степени интеллектуальной активности ученые выделяют несколько видов и способов мышления.
Традиционная психология определяет мышление как психический процесс, благодаря которому в мозгу человека происходит обобщенность и опосредованность отражения, при этом отображаются не только сами предметы, явления, свойства, а отражаются связь и отношение между ними . Фактически это отображение можем назвать понятийным, а значит, самой сложной формой познания мира. В мысленном процессе, в отличие от чувственного познания, с помощью опосредованных систем средств (мыслительные операции, речь, простейшие психические процессы, знания, представления и т. п.) происходит обобщенная процедура выделения существенных признаков и отношений в определенные логические структуры.
Очевидно, что мышление оперирует не только на уровне ощущений и восприятий, но и на памятных процессах (запоминание, сохранение, воспроизведение) на представлениях и конечно на эмоциях.
Современная психологическая наука принципиально пытается выделить в мышлении именно психологический аспект, абстрагируясь от его теоретико-познавательного и логического.
В свое время на выделении психологических аспектов мышления отмечали такие корифеи психологической науки, как Л. С. Выгодский, О. М. Леонтьев, Г. С. Костюк, С. Л. Рубинштейн, О. К. Тихомиров, О. В. Скрипченко и тому подобное. Они выделяли такие обобщающие положения о