Фрагмент для ознакомления
2
Личное дело рассматривается учителем начальной школы, когда ребёнок пришёл в 1 класс, ребёнка усыновили 2 года назад в возрасте 5 лет.
Программа сопровождения семьи
1. Изучение личного дела.
Составляется и предоставляется личное дело ребёнка, где описывается подробно его усыновление 2 года назад и как оно проходило, какие были трудности и сложности. Описывается психоэмоциональное состояние ребенка, его психологическая готовность пойти в первый класс и учиться в школе.
2. Актуальность
Крайне актуальным считаю сопровождение семьи с усыновленным ребенком, так как забота о детях лежит, прежде всего, на их родителях. Их приоритетная роль в жизни и воспитании своих несовершеннолетних детей, благотворное воздействие на интеллектуальные, нравственные и иные качества ребёнка относится к бесспорным положениям. В тех случаях, когда по каким-либо причинам ребёнок лишился родительского попечения, необходимо создать условия, при которых он сможет оказаться в нужной для своего полноценного развития атмосфере семьи, близкой к семье кровных родителей. Отсюда острота проблемы по обеспечению интересов ребёнка в приёмной семье. Тем более, что уровень сиротства в настоящее время чрезвычайно высок.
Цель: максимально адаптировать и подготовить его к социальной жизни в школе, провести мониторинг внутрисемейных отношений и помочь семье решить возникающие проблемы ребенка, оказать всяческую поддержку, чтоб ребенок не чувствовал себя в чем-то особенным и влился в коллектив.
Задачи
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения приемных семей являются:
1) создание психологического микроклимата, способствующего комфортному пребыванию ребёнка в семье;
2) оказание комплексной профессиональной консультативной, юридической, психологической, педагогической, социальной помощи семье, принявшей ребенка на воспитание;
3) помощь в преодолении негативных последствий прошлого опыта ребёнка (пережитого насилия и пренебрежения, опыта пребывания в интернатном учреждении);
4) развитие и поддержание родительской компетенции и навыков воспитания приемных детей;
5) содействие обмену опытом между приемными родителями.
Главная задача сопровождения приемных родителей – это объединить усилия команды специалистов и приемной семьи, чтобы помочь ребенку адаптироваться к жизни в новых условиях, найти свое место в приемной семье, войти в контакт со своим новым окружением, в особенности со школой и его сверстниками и всячески его поддерживать.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Воспитание детей в неполной семье. - М., 1980 г.
2) Дети, лишенные родительской опеки. - Мн.,1997г.
3) Диагностические материалы определения воспитательного потенциала родителей и их психологической совместимости с ребенком. / Под общ. ред. Остроуховой А.И. – Ставрополь: «Литера». – 2014. - 133 с.
4) Конспект публичной лекции В.Н. Ослон «Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: концепция, инновационные технологии», Москва, МГППУ, 09 декабря 2009.
5) Социальное и психолого-педагогическое сопровождение приемных детей и их семей: [учеб. пособие] / Л. В. Токарская: М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — 136 с.