Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется Конституцией и Федеральным законом 131-ФЗ, является одной из форм власти и поистине демократическим явлением.
Однако далеко не все знают, что такое самоуправление и на чем оно базируется.
Целью работы является изучение структуры и содержания федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю изменений законодательства о местном самоуправлении в РФ;
- проанализировать основные термины закона;
- проанализировать структуру местной власти;
- провести обзор структуры закона;
- рассмотреть основные положения закона;
- провести обзор последних изменений в законе от 2020 года.
1 Понятие самоуправления в регионах
Согласно статье 1 Закона 131-ФЗ, самоуправление на местах составляет конституционный российский строй, а также признается, гарантируется и реализовывается на всей территории государства.
Рассмотрим понятие самоуправления на местах. Закон говорит о форме осуществления народом собственной власти, но только в установленных законом пределах. Интересы населения обязательно должны учитываться в инстанциях самоуправления, после чего начинать реализовываться на практике.
Органы местного самоуправления избираются российским населением, а потому наделяются рядом определенных полномочий. В орган должны входить выборные должностные лица, избирающиеся на основе прямого и равного голосования.
ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" закрепляет нормы, в соответствии с которыми все российские граждане имеют право осуществлять самоуправление на местах путем участия в выборах, референдумах и прочих формах волеизъявления.
Граждане имеют такое право независимо от своего языка, должности, религиозных убеждений и т. д. Согласно статье 55 Конституции, ограничивается это право лишь в том случае, если оно противоречит нравственности, здоровью или жизни населения.
Рассмотрим основу местного самоуправления. Здесь стоит выделить Конституцию, а именно главу 8, а также ФКЗ и ФЗ. Изменение принципов формирования и реализации местного самоуправления допускается только путем внесения соответствующих поправок в перечисленные юридические источники.
В главе 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" закрепляются основные принципы и условия, на которых базируются соответствующие инстанции. Так, в статье 10 закрепляются положения, касающиеся территории муниципального образования. Согласно закону, самоуправленческие органы могут формироваться только в городских и сельских поселениях, а также в округах города и районов муниципалитета.
При этом в статье 11 указываются границы муниципальных образований, а в статье 12 - условия, по которым эти границы могут быть поделены.
В последующих положениях закона говорится о принципе постоянной модернизации и преобразования муниципальных образований. Государство должно периодически поощрять и финансово помогать инстанциям, занимающимся самоуправлением.
В статье 13 говорится о возможном упразднении рассматриваемых инстанций в отдельных регионах. При этом ликвидация должна иметь конкретную цель - например, реорганизацию, перенос органа и т. д. Здесь же стоит отметить и другие, "классические" принципы.
Это законность, соответствие целям гуманизма, социальная направленность и т. д.
Органы муниципального самоуправления, согласно статье 19 рассматриваемого закона, обладают рядом определенных полномочий, которыми их наделяет государство.
Рассмотрим каким ими полномочиями наделяет их государство.
Согласно конституции, в которой говорится о свободном формировании соответствующих органов.
Следовательно, полномочия у самоуправленческих инстанций могут быть различными - в зависимости от того, что прописано в региональном федеральном законе.
При этом органы местного самоуправления в Российской Федерации не должны отходить от правил, которые прописаны в рассматриваемом законе - № 131-ФЗ.
Но что именно должен содержать региональный закон, который предусматривает наделение полномочиями самоуправленческие инстанции? Закон указывает:
Фрагмент для ознакомления
3
1) Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020)
2) Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для академического бакалавриата / Ю. В. Гимазова, Н. А. Омельченко ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 453 с.
3) Лавриненко, В. Н. Исследование социально-экономических и политических процессов: учебник для бакалавров / В. Н. Лавриненко, Л. М. Путилова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 251 с.
4) Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1: учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 299 с.
5) Социальная политика: учебник для академического бакалавриата / Е. И. Холостова [и др.]; под редакцией Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 395 с.