Фрагмент для ознакомления
2
несправедливости; право на защиту своих прав; право отказаться от того, что не приемлемо; право иметь собственные чувства (не зависимые от того, понимают ли их окружающие); право изменять свои решения.
Важно помочь ребёнку в осознании, что неумение защитить свои права и утвердить их, не ущемляя прав другого порождает у того намеренное противоборство и желание уйти в конфронтацию. Важно дать понять ребёнку, что он всегда может уйти от взаимодействия с тем, кто попирает его права и при этом не потерять собственное достоинство.
«Педагог-адвокат» будет не эффективным в «тактике защиты», если она блокируется тем, к кому обращена. Если нет возможности создать условия для удержания данной тактики, то нужно от неё отказаться, т.к. от неэффективных действий вреда будет больше, чем от бездействия.
Этапы педагогической поддержки.
Диагностический этап – фиксируется факт, сигнал проблемы, проектируются условия диагностики проблемы, устанавливается контакт с ребёнком, проблема проговаривается с ребёнком и совместно оценивается её значимость. Цель данного этапа – осознание ребёнком сути проблемы, проявление собственных смыслов и ценностных противоречий. Важно ребёнку помочь высказаться вслух о том, что беспокоит его. На данном этапе педагог должен помочь сформулировать проблему – проговорить её. Словесное оформление проблемы обеспечивает более успешное её разрешение, в отличии от ситуации, когда проблему формулирует педагог самостоятельно без ребёнка. Важно, чтобы ребёнок был согласен на поддержку и помощь в его ситуации.
Поисковый этап – совместно с ребёнком происходит поиск причин возникновения трудности/ проблемы, взгляд на ситуацию со стороны. Цель этапа – принятие ребёнком на себя ответственности за возникновение и решение проблемы, выявление фактов и обстоятельств, связанных с проблемой и причин её возникновения. Поисковый этап – длительный процесс, состоящий из наблюдений и обсуждений. Обсуждение возможных последствий даёт возможность предположить, что произойдёт в ближайший период, если не принимать действий. При выявлении причин и фактов появляются предварительные выводы. Важно не критиковать способы, которые предлагает ребёнок, этим самым стимулируя его активность. При обсуждении преимуществ конкретного способа увеличивается вероятность выбора ребёнком самого адекватного способа. Задача педагога – поддержать любой выбор ребёнка и показать свою готовность в любом случае.
Договорный этап – проектирование действий педагога и ребёнка, разделение функций и ответственности в решении проблемы, налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме. Договорный и поисковый этапы взаимосвязаны. Цель договорного этапа – выстроить взаимодействие педагога с ребёнком для решения проблемы и распределить при этом действия на добровольной основе. В результате распределения функций появляется возможность проектирования своей деятельности. Желание ребёнка самостоятельно прилагать усилия для решения своей проблемы – это уже важный результат педагогической работы, но, если не будет помощи от взрослого, такой порыв может стать не успешным.
Деятельностный этап – ребёнок действует, а педагог одобряет и стимулирует, поощряет, акцентирует внимание на успешности действий. Если действует сам педагог – координация действий специалистов, помощь ребёнку. Для достижения успеха педагог должен ребёнка поддержать и морально и психологически и, чтобы защитить перед сверстниками и родителями при самостоятельных действиях. Зачастую привлекаются специалисты, такие как врачи и социальные работники, ну и конечно учителя, к ним обращаются не только за консультацией, но и для оказания помощи ребёнку в решении его проблемы.
Рефлексивный этап – с ребёнком на этом этапе совместно обсуждаются успехи и неудачи ранних этапов, проводится констатация фактов по решению проблемы или затруднениям, осмысление и педагогом, и ребёнком нового опыта. Данный этап может вступить и как заключительный и как начальный, ведь при ходе рефлексии могут проявиться ранее не замеченные обстоятельства и причины и поэтому возможно потребуется переформулировать суть изначальной проблемы. При обсуждении с ребёнком продвижения по решению проблемы нужно выделить ключевые моменты, которые подтвердят правильность или же наоборот ошибочность спроектированных действий. Важно, чтобы педагог уделил внимание чувствам и эмоциям, которые проявляет ребёнок, и оказал помощь в их выражении. Педагог должен создать условия, в которых ребёнок свои действия будет оценивать и анализировать как способ действий и как конечный результат. Важно, чтобы ребёнок заметил изменения в себе и в окружающем его. Данный этап или отдельно выделен, или же скрываться во всей проводимой деятельности.
Практическое задание к экзамену
Сущность педагогической поддержки в основной образовательной программе «Золотой ключик».
Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах. Это является необходимым условием развития полноценного общения, являющегося самым главным условием нормального развития психики и личности каждого ребенка и ведет к естественной психолого-педагогической поддержке во время трудностей в развитии и поведении многих детей.
Одной из основных задач программы «Золотой ключик» является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (или законных представителей интересов ребенка) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
С первых минут общения ребенка с близким взрослым реализуется позиция «пра-мы», выделенная Л.С. Выготским. Общение с позиции «пра-мы» делает всех участников «со-деятелями», выполняющими одну и ту же деятельность вместе. Такой тип общения дает ощущение педагогической (и психологической) защиты, педагогической поддержки, которая так необходима маленькому ребенку. В психолого-педагогической поддержке человек