Фрагмент для ознакомления
2
В июне 1990 г. создают Конституционную комиссию I Съезда народных депутатов РСФСР, которой был положен процесс работы в области создания Конституции. Секретарем комиссии утверждают О.Г. Румянцева. Порвоначально комиссия была из 102 депутатов, затем в конце 1992 г. ее численность сокращают до 98 депутатов, в результате того, что 3 члена Конституционной комиссии избирают в состав КС РФ.
Трудная расстановка политических сил в составе народных депутатов привела к продолжительному периоду разработки новейшей Конституции. В большей мере процесс проходит в области внесения изменений в Конституцию РСФСР, которая приобретала исходя из этого противоречивую форму. Так, одни нормы вступали в противоречие с другими. Такие несогласованности вызывают жесткие противостояния и противоборства законодательных властей и исполнительных властей .
В качестве высшей точки такого конфликта, выступают события октября 1993 г., которые разрешают при вооруженном столкновении властей роспуск Съезда народных депутатов и Верховного Совета .
Проектов Конституции бало много, в качестве основных выделяют проект Конституционной комиссии и проект Конституционного совещания, созванные на основе решения Президента РФ Б.Н. Ельцина.
В результате проект Конституционного совещания взяли за основание многие положения проекта Конституционной комиссии взяли за основу при окончательном формировании Конституции, при этом привлекают субъектов Федерации, депутатов, различные фракции, специалистов, рабочие группы. После значительной переработки данных проектов Конституцию выносят на всенародное голосование.
В октябре 1993 г. президентом Б.Н. Ельциным утверждается «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Исходя из данного Положения, Конституция считается одобренной, в тот момент, когда за ее принятие проголосовало больше половины избирателей принимающих участие в голосовании, при том что участие в голосовании приняло более 50% из всех зарегистрированных избирателей. Термин «всенародное голосование» использовали, чтобы обойти нормы, имеющиеся в Законе о референдумах РСФСР, исходя из ст. 9 которого референдум, возможно, назначать только на основании рещения Съезда народных депутатов или Верховного Совета РФ, но ст. 1 данного Закона указанные понятия равнозначные .
Голосование проходило 12.12.1993 г. За то, что бы принять Конституцию проголосовали 58,43 % избирателей, против 41,57 % избирателей. Новейшая Конституция принята и вступила в действие во время ее опубликования в «Российской газете» - 25.12.1993 г.
Поправки в Конституцию РФ допускаются только в гл. 3-8. Они принимаются по правилам, предусмотренным для принятия ФКЗ, следовательно, должно быть одобрение не менее 3/4 голосов из всех членов Совета Федерации и не менее 2/3 от всех депутатов ГД РФ. Кроме этого, Конституция РФ обладает нужным условие по поводу вступление поправок на основании силы их одобрения органами законодательных властей не менее чем 2/3 субъектов Федерации. Правовые акты, с помощью которых будут внесены поправки, это законы РФ о внесении поправок в Конституцию РФ. Указанное толкование ст. 136 по поводу формы НПА дали, в Постановлении КС РФ от 31.10.1995 г. Данное Постановление определяет, что ФС РФ может определить в ФЗ порядок принятия и внесения поправок в Конституцию РФ.
В ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» детально регулируются правила по поводу рассмотрения поправок в палатах ФС РФ, принятия законов по поводу поправкок к Конституции РФ, одобрения законодательными (представительными) органами каждого субъекта РФ, а помимо этого порядок публикования закона и вступления в силу, внесение поправок в Конституцию РФ.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // "Собрание законодательства РФ", 08.01.2001, N 2, ст. 163.
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
4. Федеральный закон от 04.03.1998 N 33-ФЗ (ред. от 08.03.2015) "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", N 10, 09.03.1998, ст. 1146.
5. Федеральный закон от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 апреля 1998 г., N 14, ст. 1514.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 № 21-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» // Собрание законодательства РФ. 2015. №30. Ст. 4658.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.01.1996 N 2-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края" // "Собрание законодательства РФ", 22.01.1996, N 4, ст. 409.
8. Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 N 13-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в связи с жалобами ряда граждан" // "Собрание законодательства РФ", 16.01.2006, N 3, ст. 336.
9. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2017. 577 с.
10. Нарутто, С.В. Верховенство Конституции как основа конституционного правопорядка в России // Российское право. 2018. № 3. С. 30-34
11. Таева Н. Е. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации: эволюция юридических свойств // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - Т. 15. - № 8. - С. 43-54.
12. Чиркин В. Е. Верна ли терминология о принятии поправок к Конституции Российской Федерации? // Конституционное и муниципальное право. - 2018. - № 2.
13. Халтанов, М. С. Современные проблемы Конституции Российской Федерации. Проблемы реализации принципа прямого действия Конституции // Молодой ученый. - 2019. - № 4 (242). - С. 337-340.