Фрагмент для ознакомления
2
поддерживать кабельных операторов.
Электронные торги в системе государственного заказа. Современный этап развития экономики России может быть охарактеризован формированием нового института – государственной контрактной системы. Государственные закупки это один из основных этапов обеспечения потребности государства, системы взаимодействия хозяйствующих субъектов и государства по вопросам закупок и поставок продукции, оказания услуг и выполнения работ. Системой государственных закупок пользуются не только государственные и муниципальные органы власти, федеральные и региональные учреждения, но и хозяйствующие субъекты и предприниматели .
Для эффективной деятельности системы электронных торгов требуется знание основных принципов ее работы, прав и обязанностей всех участников, правил выставления заявок, проведения тендеров и т.п. Все это требует поиска новых форм и методов взаимодействия с поставщиками. Принятие закона о контрактной системе в сфере муниципальных и государственных закупок повлекло за собой некоторые изменение в «правилах игры». Сейчас при публикации графика заказчики должны указывать конкретные параметры товара, который оно хотят закупить, его название, начальную цену и сроки размещения. Это поможет исполнителям быть в курсе потребностей заказчиков и иметь возможности строить долгосрочные планы . Новая система дает возможность контролировать государственный заказ от начала (планирование) до конца (использование закупленного товара или услуги), усилить конкуренцию и облегчить доступ бизнеса к торгам.
Сообщения о предстоящих закупках должны публиковаться в ЕИС государственных закупок (Федеральный закон № 44-ФЗ) и в средствах массовой информации, что позволит потенциальным поставщикам и подрядчикам отслеживать данные для подачи заявок. Размещение госзаказа в электронной форме посредством открытого аукциона теперь не просто обязанность государственных заказчиков, оно стало основной процедурой при оптимизации использования бюджетных средств, а также их экономии в системе государственных закупок. Технологический фактор на этом этапе стал основным в процессе реформирования государственных закупок.
Портал Госуслуг. В 2007 году был создан совершенно новый подход к осуществлению обмена сведениями, содержащимися в базах данных информационных систем органов власти всех уровней, на основе создания общероссийского Государственного информационного центра. В 2010 году была разработана первая полная концепция электронного правительства Министерством информационных технологий и связи совместно с Министерством экономического развития и торговли. Согласно этой концепции основными задачами стали модернизация экономики, общественных отношений, обеспечение прав граждан путем повсеместного распространения информационно-коммуникационных технологий. Конечным результатом всех нововведений стал единый портал государственных услуг, осуществляемый через сеть Интернет .
Первичный список осуществляемых услуг был достаточно скуден. В него включались лишь услуги по информированию граждан о деятельности государственных органов и их должностных лиц, статистика и отчетность по исполнению указов и распоряжений Президента РФ, программ и концепций, расходованию бюджетных средств. Сейчас же он включает более 20 направлений деятельности, таких как услуги в сфере образования и науки, в сфере здравоохранения, в сфере содействия занятости населения и записи актов гражданского состояния, услуги в сфере культуры, в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в налоговой сфере, нотариальные услуги, гос. закупки и др. Сейчас список предоставляемых услуг расширен почти до 80, но многие из них еще не начали полноценную работу. В некоторых регионах они работают лишь в тестовом режиме.
По данным сводки статистических данных, определяющих долю граждан, пользующихся сайтом www.gosuslugi.ru во всех субъектах России, предоставленной Министерством связи и массовых коммуникаций РФ, можно увидеть, что наиболее массовым спросом портал пользуется в Приморском крае (15,1% населения).
Эксперты министерства связывают эту ситуацию с тем, что власти региона уделяют большое внимание переводу госуслуг в электронный вид. Москва, несмотря на свой столичный статус, оказалась на лишь на 13-м месте (5,7%), а Санкт-Петербург (3,8%) занял 26-ю строчку . Это связано с тем, что данные субъекты РФ имеют собственные порталы по предоставлению госуслуг. По мнению директора департамента развития электронного правительства Минкомсвязи России Алексея Козырева, положение дел в субъектах во многом зависит о позиции властей. «Большинство популярных государственных услуг сегодня уже можно получать в электронном виде. Региональные власти должны уделять особое внимание вопросам их популяризации среди населения.
Электронное таможенное декларирование. Благодаря технологии электронного таможенного декларирования участник ВЭД может подать свою электронную декларацию на товары (ЭДТ) на любой таможенный пост России одним из трех вариантов:
- самостоятельно с подключением в соответствии с требованиями приказа ФТС России от 24.01.2008 г. № 52;
- через информационного оператора;
- посредством обращения к «Порталу электронного декларирования» через официальный сайт ФТС России.
В конце XX века, после распада СССР, возникла острая необходимость применения электронного декларирования из-за массовой контрабанды и медленности таможенных процедур, из-за чего возникали длинные очереди. Эта проблема, в свою очередь, еще более способствовало контрабанде, вследствие чего поступления таможенных пошлин и налогов в бюджет государства уменьшались. Из-за этих возникших проблем, таможенные органы начали постепенно внедрять электронную систему проверки поступающей продукции из-за границы. Но масштабно начали внедрять электронную систему проверки продукции только после приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 24 января 2008 г. №52 . Этот приказ допускает широкое использование сети «Интернет» в деятельности таможенных органов, при этом обозначив требования и условия для подключения к сети ФТС РФ.
Теперь пользователи могут, используя свои собственные точки доступа, подключаться к подведомственной Федеральной таможенной службе сети. Для более удобного пользования подведомственной сетью используются также готовые узлы таможенных информационных операторов. Эти принятые меры существенно облегчают деятельность не только работникам таможенных органов, но также и пользователям, заинтересованным в получении информации об деятельности таможенных органов.
В то же время Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) не урегулировал такие ключевые правовые вопросы электронного таможенного декларирования, как императивность или диспозитивность его применения, и характерные особенности и принципы таможенного взаимодействия при электронном декларировании. Урегулирование указанных ключевых вопросов было решено передать регулирующим органам ЕАЭС, национальным законодательным органам, уполномоченным органам государств ЕАЭС. Поэтому с 1 января 2014 г. электронное декларирование перемещаемых через границу товаров стал носить обязательный характер, за исключением товаров, определенных постановлением Правительства РФ от 13.12.2013 №154 .
Электронное таможенное декларирование в Российской Федерации опирается на диверсифицированный комплекс специализированных программных продуктов, позволяющих операторам ВЭД в полной мере применять на таможенной территории ЕАЭС все преимущества информационных таможенных технологий.
Цифровизация здравоохранения. Особое значение в свете новых задач, в том числе поставленных в Указе Президента РФ от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» приобретает разработка эффективных путей преобразования приоритетных отраслей экономики и социальной сферы, включая здравоохранение, посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений. Для успешной реализации государственной программы «Цифровая экономика» на 2011–2024 гг. предусматривается развитие цифрового здравоохранения в рамках государственной программы «Здоровая нация – здоровая Россия» и национального проекта «Цифровая медицина», и в частности федеральной программы создания единого цифрового контура на основе Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ). Процесс информатизации здравоохранения реализуется уже достаточно давно и во многих регионах страны постепенно решаются поставленные задачи.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федеральный закон от 27.02.2010 № 210-ФЗ. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_103023/.
2. О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей осуществления таможенных операций с товарами, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет: Приказ ФТС РФ от 24.01.2008 г. № 52 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75219/.
3. Российская Федерация. Правительство. О единой системе межведомственного электронного взаимодействия: постановление Правительства РФ от 08.09.2010 №697. – Режим доступа: https://base. garant.ru/199319/.
4. Российская Федерация. Правительство. О единой системе межведомственного электронного взаимодействия : постановление Правительства РФ от 08.09.2010 № 697. – Режим доступа: https://base. garant.ru/199319/.
5. Российская Федерация. Правительство. О перечне товаров, таможенных процедурах, а также случаях, при которых таможенное декларирование товаров может осуществляться в письменной форме: постановление Правительства РФ от 13.12.2013 №1154 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155766/.
6. Авцинова Г.И. Политика цифровизации в современной России: особенности формирования и перспективы развития // POLITBOOK. – 2019. - №4. – С.6-20.
7. Аудитория Рунета // Исследовательская компания Mediascope [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://webindex.mediascope.net.
8. Боруля А.Р. Создание электронного государства в РФ // Моя профессиональная карьера. – 2019. – Т. 1. - №6. – С.203-206.
9. Дмитриев К.А. Проблемы развития электронной демократии в электронном государстве // Информационное право. – 2020. - №3. – С.32-36.
10. Единый портал государственных и муниципальных услуг России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gosuslugi.ru.
11. Заболотная Н.В., Гатилова И.Н., Заболотный А.Т. Цифровизация здравоохранения: достижения и перспективы развития // Экономика. Информатика. – 2020. – Т. 47. - №2. – С.380-389.
12. Интерес к политике // ФОМ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fom.ru/Politika/12680.
13. Ломаева А.К. Портал электронных петиций в России как форма диалога гражданского общества и государства // Траектории политического развития России: институты, проекты. Акторы: Материалы всероссийской науч. конференции. – М.: МПГУ, 2019. – С.233-234.
14. О планах развития Системы межведомственного электронного взаимодействия. Портал CNews. – Режим доступа: http:// filearchive. cnews. ru/img/forum/2014/12/18/ prezentatsiya_po_voprosu_ii_smev. Pdf.
15. Пономарева А.Э. Электронное правительство как необходимое условие развития современного государства // Молодой ученый. – 2020. - №17. – С.226-229.
16. Пугачева Д.Д., Потанина И.В. Структура механизмов электронного правительства в Российской Федерации // Регион: системы, экономика, управление. – 2019. - №4. – С.198-202.
17. CNews – интернет-портал издания в сфере высоких технологий в России и странах СНГ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cnews.ru/news/line/ minkomsvyaz_sostavila_rejting_ispolzovaniya.
18. Соловьев И. Предупреждение преступлений, совершаемых в финансово-бюджетной сфере // Налоговый вестник (журнальная версия) : разъяснения, консультации, официальные документы. - 2016. - №4. - С. 71-79.
19. Черданцев В.П. Правовое регулирование государственного заказа при закупках товаров, работ и услуг с помощью электронной цифровой площадки // Электронное сетевое издание «Международный правовой курьер». - 2019. - №2. – С.1-5.