Фрагмент для ознакомления
2
формирование представлений жадности и глупости.
1. Как вы думаете, что чувствовали дети, когда бежали за кукушкой?
2. Какие чувства вызвала у вас эта сказка?
3. В народе говорят: «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам
урок». Чему учит нас эта сказка? (ответы детей).
Задание 2
Прочитайте Родительскую азбуку взаимодействия с ребёнком. Придумайте два своих примера ситуаций взаимодействия с ребёнком, определите их тип, предложите пути решения в соответствии с предложенными в книге.
Ответ:
Ситуации эмоционального выплеска.
Ребенок грубо нарушает дисциплину во время занятий с логопедом. После бесед с ним родителей уверяет, что больше подобного не повторится. Но на следующем занятии ситуация повторяется. Подобное поведение продолжается довольно долго.
Оценка: Имеет место непонимание родителями причины нарушения дисциплины.
Прогнозирование: так будет продолжаться и дальше без усилий со стороны родителя.
Решение: Пример решения ситуации представим поэтапно:
На 1 этапе определяем «узлы» конфликта. Делая опору на личности ребенка, можно предположить, что одной из причин конфликта является плохое развитие волевого
самоконтроля.
Во время 2 этапа проводится условная диагностика особенностей личности как причин конфликта. Для этого нужно изучить опросник, который позволяет выявить степень волевого самоконтроля.
На 3 этапе изучаем данные полученных ответов ребенка и обрабатываем данные.
4 этап предполагает коррекцию характеристик личности. При недостаточном развитии волевого самоконтроля ребенка нужно применить различные приемы воспитания и самовоспитания воли.
Ситуации проверки взрослого.
Спортсмен или художник?
С раннего детства ребенок проявляет склонность к рисованию, лепке, конструированию. Он хорошо фантазирует, создает необычные конструкции. Воспитатель предложила родителям развивать его художественные способности. Однако, родители желают видеть своего ребенка в спортивной секции. В детском саду ребенок имеет мало друзей.
Довольно часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, если они мешают ему заниматься любимым делом. Если же кто-то изъявляет желание общаться с ним, то ребенок не идет на контакт. Он очень замкнутый, медлительный, его очень трудно отвлечь от занятия, можно сказать, что «ребенок в себе».
Оценка: Это типичная проблемная ситуация.
Прогнозирование: Конфликт будет только усугубляться. Родители прикладывают все силы, чтобы реализовать свои несбывшиеся по какой-либо причине планы. Ребенок только средство реализации.
Решение:
1 Ребенок с явно заниженной самооценкой, не признан своими родителями. Нужно постараться повысить его самооценку, предлагая участвовать в разных конкурсах, выставлять его работы на всеобщее обозрение.
2 Родителям необходимо выявить, обратившись к воспитателю, к кому из детей в группе он расположен, попытаться сблизить их, предлагая для выполнения совместные задания. Можно дать ребенку особенное задание, после его выполнения высоко его оценить, похвалить
перед другими, повысив тем самым его самооценку.
3 Родителям самим нужно понять и увидеть увлечения своего ребенка. А также учесть мнение сына, выбирая для него дополнительное образование, чтобы он был им действительно увлечен. Спортом же можно заняться всей семьей в свободное время.
Задание 3
Просмотреть несколько фрагментов книги из опыта работы японских воспитателей «Как организовать коллектив дошкольников». Сформулировать выводы, которые вы сделали для себя, и возникшие вопросы.
Ответ:
1. Система дошкольного воспитания в Японии.
В основе современной концепции японской системы дошкольного образования лежит теория ранней социализации личности, мысль о том, что образцы поведения человека закладываются в раннем возрасте. Тенденции становления личности, которые складываются в японских дошкольных учреждениях, формируют культуру всего японского общества. [2]
2. Формирование личности дошкольника в системе дошкольного образования в Японии
Система дошкольного образования в Японии, помимо духовного, физического развития дошкольников, призвана решать глобальную задачу формирования у детей навыков социального поведения, навыков коммуникации с другими людьми (как смотреть на собеседника, как выразить себя и учесть мнения сверстников, системы коллективистских ценностей. Воспитание маленьких детей в Японии умело формирует в ребенке понятие о человеческом общежитии, воспитывает физически и психически здорового человека, умеющего работать в коллективе, четко выполняя предписания и не мешая окружающим. Дети должны знать, что их собственные желания вторичны по отношению к группе.
Все занятия в детском саду проводятся с небольшой группой детей (хан, что является наиважнейшей отличительной особенностью организации дошкольного воспитания Японии. Группа рассматривается как форма социального контроля и организации. Эти группы имеют свои столы, свои собственные имена, выбираемые самими детьми, что побуждает их принимать решения, учитывая желания всех членов группы, и служат своеобразным подразделением для совместной деятельности. Группы (6-8 человек обоих полов) формируются не по способностям, а в соответствии с тем, что может сделать их деятельность эффективной.
Отметим, что несмотря на приверженность японцев традициям, у них отсутствует понятие детского коллектива в нашем понимании. Состав групп в детском саду не постоянный. Каждый год группы формируются заново. Та же ситуация, кстати, и в начальной школе: здесь состав классов перетасовывается каждые два года, а учитель меняется каждый год. Постоянная смена детского состава связана с попыткой предоставить малышам как можно более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в данной конкретной группе, не исключена возможность, что он приобретет себе приятелей среди других детей. Воспитателей же меняют для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Сильные привязанности, считают японцы, рождают слишком сильную зависимость детей от своих наставников, а последних обременяют
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2006. № 2.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение русскому языку дошкольников. — М.: Академия, 2000.
3. Алексеенко В., Лощинина Я. Сказкотерапия. Нравственное и эмоциональное развитие дошкольников. — М.: ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2008.
4. Бочарова И. Сказкотерапия, ее смысл и возможности // Дошкольное образование. 2002. № 13.
5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. — СПБ.: Речь, 2007.
6. Роль сказки в психическом развитии ребенка. http://www.7ya.ru
7. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. — М.: АСТ, 2000.