Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Промышленная политика всегда находилась в фокусе повышенного внимания со стороны лиц, принимающих решения, представителей бизнес-элиты и экспертов. Поводом для обращения к ней могут стать самые разные мотивы: от акцентированной необходимости компенсировать соответствующие провалы рынка или инициировать конкретные структурные изменения до относительно нейтральной координации различных государственных политик.
Спорные шаги государства при реализации промышленной политики в сочетании с объективными трудностями в оценке ее реального влияния на социально-экономическое развитие еще более затрудняют концептуализацию в данной сфере.
Актуальность темы состоит в том, что вопросы построения промышленной политики, как концептуальные, так и практические продолжают привлекать к себе внимание экспертов и политиков. Данный интерес вызван продолжающимся мировым экономическим кризисом и неясными перспективами дальнейшего развития, причин неудач, возможностей и особенностей «новой» промышленной политики. Тема формирования и реализации государственной промышленной политики в России также приобрела особую актуальность в последние годы, когда очевидной стала необходимость перехода на инновационную модель развития. Учитывая стратегическую цель достижения Россией статуса одного из лидеров XXI в., а также неудовлетворительного состояния некоторых фундаментальных макроэкономических факторов, неразвитости институтов, ресурсных и инфраструктурных ограничений, неэффективности взаимодействия бизнеса и государства, негативных тенденций в развитии человеческого капитала, возникает потребность в переосмыслении основ промышленной политики. Это, в свою очередь, означает принципиальное изменение парадигмы и приоритетов государственного развития, форм государственной поддержки бизнеса, включая различные аспекты законодательного обеспечения, федеральные и региональные льготы промышленности, т.е. разработку принципиально новой промышленной политики государства. В тоже время указанные проблемы уже решены или успешно решаются в различных странах. Поэтому усвоение позитивного зарубежного опыта целесообразно и важно для снижения уязвимости отечественной экономики перед лицом обозначенных проблем. Проведение промышленной политики, способствующей созданию потенциала для производства востребованной на мировом рынке продукции сейчас, дает шанс обеспечить возможности для получения новых сравнительных преимуществ на мировом рынке товаров и услуг уже в ближайшем будущем. Указанные обстоятельства обосновывают актуальность изучения опыта промышленной политики в разных странах.
Степень разработанности проблемы. Исследованию поставленной в работе проблемы посвящено немало монографий, учебных пособий и публикаций, как в отечественной, так и в зарубежной экономической литературе. Наиболее часто при исследовании опыта промышленной политики в различных странах использованы работы: Е.В. Примаков, В.О. Завадникова, В.Б. Кондратьева, Г.С. , Н.В. Говорова и др. В целом, можно обоснованно констатировать высокий уровень теоретической разработанности поставленной в работе проблемы.
Целью данной работы является изучение опыта промышленной политики в разных странах.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть сущность промышленной политики;
- изучить опыт промышленной политики стран Запада;
- формирование промышленной политики России.
Работа состоит из нескольких параграфов, введения, заключения и списка литературы.
1. Что такое промышленная политика
Промышленная политика – это стратегическая нацеленность государства развивать страну через поддержку отдельных секторов экономики. Это относится к любому типу избирательного вмешательства или государственной политике, которая пытается изменить структуру производства в сторону секторов, которые, как ожидается, предлагают лучшие перспективы экономического роста, чем это могло бы произойти в отсутствие такого вмешательства.
ЮНКТАД определяет промышленную политику как «согласованные, целенаправленные, сознательные усилия со стороны правительства по поощрению и развитию конкретной отрасли или сектора с помощью набора инструментов госвмешательства» .
Сторонники промышленной политики утверждают, что это единственная парадигма, обеспечивающая реальный экономический рост и преобразование. С этой точки зрения развитие — это вопрос выявления и продвижения технологий и видов деятельности, наиболее важных для экономического роста стран. Например, есть термин «государство предприниматель», которая обозначает поиск государством новых источников и возможностей для роста экономики. Развивающиеся страны никогда не смогут выйти из зависимости от внешней помощи, если они не смогут использовать промышленную политику, которая понадобится для преобразования национальной промышленности, диверсификации экономики и создания собственной налоговой базы.
Почему стоит применять промышленную политику.
Нужно ли государству вмешиваться в экономику?
Первое, что необходимо подчеркнуть при обсуждении такого рода вопросов это существование разного рода теорий по поводу поддержки экономического роста (развития): неоклассическая школа, структурализм, новый структурный подход, институционализм и многие другие.
Как самый распространённый подход неоклассическая теория предполагает, что либеральные рынки уже эффективно распределяют ресурсы в экономике и, что правительства вряд ли в состоянии улучшить ситуацию. Подчёркивается сложность достижения эффективности вмешательств со стороны правительства.
Вместе с тем, после глобального экономического кризиса 2008 года одним из заново вошедших в обиход подходов экономического развития является теория новой структурной экономики, которая подразумевает применение инструментов промышленной политики для поддержания долгосрочного развития страны. Этому поспособствовали два фактора, первый, западные страны все чаще и чаще стали прибегать к применению инструментов промышленной политики, и второй, ранее наблюдаемый успех Восточноазиатских стран, в том числе и Китая, который обуславливается успехом их промышленной политики.
Неоклассическая школа (Новая) Структурная школа
Государство не играет никакой экономической роли. Государство ответственно за составление и реализацию национальной стратегии развития.
Фундаментальным институтом экономического роста является гарантия прав собственности. Основой экономического развития является национальная стратегия развития.
Реформы должны быть направлены на сокращение доли государства в экономике и дерегулировании рынка. Индустриальная политика должна быть стратегической целью и играть ключевую роль в перераспределении доходов.
Курс национальной валюты должен быть плавающим. Курс национальной валюты может быть завышен и обеспечение соответствия роста заработной платы росту производительности.
Рост экономики должен быть финансирован за счёт зарубежных инвестиций. Рост экономики должен быть финансирован за счёт внутренних накоплений.
Рисунок 1 - Разница между подходами
Промышленная политика в мировой практике больше не направлена на конкретные отрасли, она выпадает из системы экономической политики, так как представляет собой сложную комбинацию различных видов политик (денежно-кредитной, налоговой, конкурентной и др.), синхронизированных между собой. Промышленная политика рассматривается как деятельность, направленная на компенсацию «провалов рынка», формирование благоприятной бизнес-среды, которая приводит к трансформации структуры экономики и формированию предпосылок экономического роста.
Стратегию промышленной политики страны определяют следующие факторы:
состояние экономики в целом,
уровень развития науки,
масштабы НИОКР,
количество и качество трудовых ресурсов, гибкость рынка труда, возможность предвидения того, какие товары и услуги будут востребованы на внутреннем и внешнем рынке в будущем.
Таким образом, подведём итог всему вышесказанному, вектор промышленной политики задаётся государством, и успех ее реализации зависит от готовности правительства и предпринимательских структур двигаться в инновационном направлении, доверия к качеству товаров страны-производителя со стороны мирового сообщества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Проект ФЗ №75357-5 «О промышленном развитии Российской Федерации до 2020 г. и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // КонсультантПлюс.
2. Примаков Е.М., Макаров В.Л. Государственная политика промышленного развития России: от проблем к действиям, 2014.
3. Зелтынь A.П. Трансформация российской промышленности и направления государственной промышленной политики // Эко, 2015. – №5.
4. Идрисов Г.И. Промышленная политика России в современных условиях. – М.: Издво Ин-та Гайдара, 2016. 160 c.
5. Рыбакова Ф.Ф., Алпатов Г.Е. Ключевые проблемы экономической политики России. – СПб., 2016.
6. Говорова Н.В. Промышленная политика европейских стран. Доклады Института Европы. – М.: Ин-т Европы РАН; Русский сувенир, 2015.
7. Воробьева Н.А. Государственная политика развития регионов Японии // Материалы III российско-японской научной конференции «Россия и Япония: гуманитарные исследования». — Владивосток: Изд-во ДВФУ, 2012. — С. 42-53.
8. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru