Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека - это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Именно поэтому ребенок в этом возрасте нуждается в психологическом сопровождении.
Цель нашей работы – рассмотреть сопровождение обучающихся на ступени начального образования.
Задачи: 1. Изучить понятие «сопровождение»;
2. Провести диагностическую работу и интерпретировать полученные результаты;
3. Подобрать коррекционную работу по итогам диагностики обучающихся.
1.1. Понятие о сопровождении личности обучающегося на
ступени начального общего образования
Школа - сложная среда, с которой дети должны взаимодействовать постоянно. Для адаптации в ней ребенку требуются благоприятные социально - психологические условия. В них его личность правильно развивается, успешно проходит интеграция в образовательный процесс.
Психолого-педагогическое сопровождение направлено на создание и сохранение таких условий. Это профессиональная деятельность педагогов, психологов и других взрослых, взаимодействующих с детьми в образовательной среде. Специалист помогает ребенку максимально использовать имеющиеся возможности для образования и развития.
Педагог, психолог адаптирует индивидуальные особенности и склонности учащегося к условиям, которые чаще всего невозможно скорректировать (или изменения требуют чрезмерных и нерациональных усилий). Это семейное, социальное, школьное окружение, уровень и особенности развития общества.
Психолого - педагогическое сопровождение - это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка. Сопровождение решает следующие задачи:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута;
- развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов;
- психологическое обеспечение образовательных программ.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся - комплексная педагогическая, психологическая, медицинская, социальная проблема, поэтому ее решение возможно лишь при объединении усилий специалистов разного профиля.
Оно базируется на принципах:
- поддержки и развития индивидуальности;
- учета и соблюдения интересов ребенка;
- гибкости и вариативности в работе;
- непрерывности и системности сопровождения;
- взаимодействия всех сторон процесса.
Чтобы психолого-педагогическая работа дала результат, специалист должен работать системно. Главные направления деятельности специалистов:
1) Первичная экспертиза. Специалист собирает информацию о факторах, влияющих на выбор инструментов психолого-педагогического сопровождения. Это, в частности, личностное и профессиональное развитие отдельного ребенка, уровни взаимодействия между участниками, условия, влияющие на качество результата. На основании информации педагог, психолог составляет комплексный план действий и определяет этапы работы с постановкой целей и задач по каждому из них.
2) Диагностика, подбор инструментов. Специалист определяет адаптационные технологии и методы, подходящие для решения задач, достижения целей - на конкретном этапе, для определенного ребенка или группы детей. Поиск решений заключается в изучении литературы, результатов научно-практических исследований, консультациях со смежными специалистами, родителями и т.д.
3) Непосредственная работа. Педагог, психолог реализует ранее выбранные методики и анализирует результаты. При необходимости проводится корректировка стадий психолого-педагогического сопровождения.
При правильной реализации психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает условия, необходимые для развития когнитивных способностей и эмоционального интеллекта учащихся. Дети успешно усваивают знания, укрепляют социальные связи с окружающими, родителями и подготавливаются к дальнейшему обучению и профессиональной деятельности. Для достижения нужных результатов необходимо понимать принципы, осваивать методики и формы сопровождения.
В работе педагог, психолог использует тот или иной метод, подбирая его на основании диагностики и анализа. Это может быть групповая дискуссия, формирование малых групп в рамках основного и/или дополнительного образования, имитационные игры, интерактивная, аналитическая работа и т.д. Конкретный метод подбирается в зависимости от особенностей детей. Также важно, в какой форме реализуется сопровождение. Различают следующие формы сопровождения.
Профилактика.
Цель данного психолого-педагогического сопровождения - сохранить и укрепить психологическое здоровье учащихся при их обучении, воспитании. Для этого:
- планируются превентивные меры для избежания дезадаптации детей в социуме - культурные, досуговые мероприятия, игры;
- разрабатываются предложения, рекомендации по обеспечению здорового образа жизни детей - для профилактики зависимостей, заболеваний, формирования полезных привычек;
- ведется работа по созданию психологически здоровой образовательной среды - чтобы депрессии, межличностные конфликты были минимизированы.
Диагностика.
Диагностическое психолого-педагогическое сопровождение включает:
- определение интересов, склонностей, способностей ребенка, его потенциала в обучении и профессиональном становлении;
- выявление «групп риска»
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии, СПб, 2011. - 629 c.
2. Никитина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях введения ФГОС в школе//http://festival.1september.ru /articles/625319
3. Психическое развитие младших школьников. Под ред. Давыдова В.В., Москва, 2015.- 467 c.
4. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А Азбука общения: Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. - «Детство-ПРЕСС», 2013. - 384с.