Фрагмент для ознакомления
2
1. Выделите основные черты теорий естественного права в европейской юридической мысли XVII–XVIII вв
В течение многих веков теория естественного права почти безраздельно господствовала в научном объяснении права, однако ее содержание на протяжении истории менялось. До Сократа право понималось как закон или обычай. Греческий мыслитель считается создателем традиции учений естественного права, которую впоследствии развивали Платон, Аристотель, стоики, Фома Аквинский.
Явившись впервые у Сократа, эта теория получила широкое развитие у римских юристов. Они считали нормы естественного права частью положительного права. Основаниями юридических норм согласно их взглядам признаются: природа человека, природа вещей, служащих объектом его прав, природа правоотношений. Естественное право они признавали действующим совместно с положительным правом.
Большое значение для терминологического уяснения понятия «jus» в рамках естественного права имеет концепция Фомы Аквинского, который был хорошо знаком с современными ему системами римского права. Он представил перечень значений этого термина. Прежде всего это – «сама справедливая вещь». Далее он перечисляет вторичные и производные значения «jus»: «искусство, посредством которого распознают, что является справедливым», «место, где решается, что справедливо» (суд), «решение судьи, чья обязанность – вершить правосудие».
В трактовке права испанского иезуита Ф. Суареса (ок. 1610 г.) термин «jus» представляет собой «своего рода моральную полномочность.., которой обладает каждый человек или в отношении своей собственности, или в отношении того, что ему полагается».
Через несколько лет после Суареса первый крупный представитель доктрины естественного права Г. Гроций в трактате «Три книги о праве войны и мира» (1625 г.) разъяснил значение термина «jus» («jure»): «то, что справедливо».
Это моральное качество, которое позволяет человеку справедливо владеть чем-либо или делать что-либо. Таким образом, Суарес и Гроций понимали под «jus» нечто такое, чем лицо обладает, т.е. власть или свободу. Гроций раскрыл содержание естественного права следующим образом: «Право естественное есть предписание здравого разума, коим то или иное действие в зависимости от его соответствия или противоречия самой разумной природе признается либо морально позорным, либо морально необходимым…» .
Нидерландский мыслитель выделил несколько основополагающих правовых предписаний, которые, по его мнению, образуют содержание естественного права: «воздержание от чужого имущества», «возвращение чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды», «обязанность соблюдения обещаний», «возмещение ущерба, причиненного по нашей вине», «воздаяние людям заслуженного наказания». Гроций различал предписания разума (естественное право) и «волеустановленное право», к которому он относил право, созданное государством и содержащееся в нормативно-правовых актах и иных источниках.
Он обосновал фундаментальный тезис теории естественного права – нормы волеустановленного (позитивного) права должны соответствовать предписаниям естественного права, которые содержатся в «здравом разуме» человека, по существу – в правовом сознании. Начиная с теории Гроция классическим положением естественного права стала мысль, согласно которой оно противопоставлялось волеустановленным предписаниям как совершенная идеальная норма, вытекающая из природы и, следовательно, неизменная: изменчивой и зависимой от человеческих установлений норме положительного права. Учение Гроция положило начало возникновению рационалистической методологии (jus nature вместо lex nature).
Т. Гоббс в «Левиафане» различал «jus» и «lex» – право и закон, поскольку право состоит в свободе делать что-либо или не делать, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы. Следовательно, закон и право различаются между собой так же, как обязательство и свобода. Такое противопоставление права и закона, как нередко отмечается в литературе, лишает понятие естественных прав их нормативного значения. По учению Гоббса, у человека больше всего прав в «естественном состоянии», т.е. при отсутствии закона и обязанности, «в таком состоянии каждый человек имеет право на все, даже на жизнь другого человека» .
Учению Гоббса делался справедливый упрек, что в указанных условиях никто не имеет вообще никаких прав. В противопоставлении права и закона Гоббсу не следовали ни Локк, ни Пуфендорф, хотя они приняли его положение, согласно которому «jus» означает свободу.
Развитие доктрины естественного права в XVII в. заключалось в том, что к предписаниям естественного права были добавлены права и свободы человека. Английские учения (Мильтон, Лильберн, Локк) были нацелены на решение практических вопросов, на политическую борьбу, следовательно, имели радикальный программный характер. После «Славной революции» 1688–1689 гг., закрепившей в Англии конституционную монархию, Дж. Локк теоретически обосновал естественные права человека – свободу, равенство, собственность. Эти права, по его учению, принадлежат человеку еще в «естественном» (догосударственном) состоянии. Государство выступает их гарантом, охраняя права и свободы человека с помощью правосудия и административной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Власов, В.И. История политических и правовых учений: Учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Власов, Г.Б. Власова, С.В. Денисенко и др. — Люберцы: Юрайт, 2019. — 299 c.
2. Графский, В.Г. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / В.Г. Графский. — М.: Норма, 2018. — 736 c.
3. Земцов, Б.Н. История политических и правовых учений: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Б.Н. Земцов. — Люберцы: Юрайт, 2019. — 440 c.
4. Зотов, В.Д. История политических учений: Учебник / В.Д. Зотов, Л.В. Зотова. — М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. — 656 c.
5. Исаев, И.А. История правовых учений. Конспект лекций / И.А. Исаев. — М.: Проспект, 2020. — 40 c.
6. Козлихин, И.Ю. История политических и правовых учений. Курс лекций / И.Ю. Козлихин. — М.: Проспект, 2019. — 304 c.