Фрагмент для ознакомления
2
Аннотация
Библиотечные проекты являются социальными некоммерческими проектами в сфере обеспечения более качественного и полного доступа граждан к информации. Библиотеками ведется проектная деятельность как путем привлечения дополнительного финансирования, так и за счет соб-ственных средств. Источниками дополнительного финансирования высту-пают органы местного самоуправления, а также многочисленные фонды и организации, которые занимаются благотворительной деятельностью и выделяют гранты (денежные суммы) на реализацию проектов.
Проект в библиотечном имеет цель эффективного использования имеющихся библиотечных ресурсов и новых информационно-библиотечных технологий. Для современной библиотеки - это является средством планирования, управления, определения основных направлений применения ресурсов.
Появлению проектного управления поспособствовали децентрали-зация управления, изменения, которые произошли в психологии управ-ленцев, устранение в России планово-распределительной системы, форми-рование правового регулирования, и, конечно, развитие компьютерных технологий.
Касательно библиотечного дела проектное управление является ис-кусством руководителей усилиями людей по использованию ресурсов с применением достижений информационных технологий и современной науки, в целях успешного достижения целей проектов по стоимости, ре-зультатам, времени и качеству.
Введение
Актуальность работы.
Программно-проектная деятельность является новым этапом в ор-ганизации деятельности библиотек. Именно создание программ, проекти-рование, выступает в роли мощного креативного двигателя инновационно-го развития, дает возможность создавать созидательные и свежие идеи, во-площать их в жизнь, обеспечивать модернизацию и реорганизацию биб-лиотек на новой реформаторской волне.
Библиотеки — это двигатели перемен. Библиотекари должны быть готовы к изменениям, открыты для всего нового, совершенствовать свои навыки и себя самих. На мой взгляд, для публичных библиотек самое главное — установить связь с людьми, которые к ним обращаются. При этом, чем больше знаний получают библиотекари, тем выше качество об-служивания читателей, чьи истинные потребности иногда трудно предуга-дать. Вот почему так важно вести исследования предпочтений пользовате-лей, причем не только библиотечных: оглядеться вокруг места, где нахо-дится библиотека, узнать, какие социально-бытовые и культурные объекты есть рядом, посмотреть социальные сети и понять, что нужно людям, ко-торые живут поблизости.
Если вы будете это знать, то сможете помочь им и создать живое, творческое пространство.
Данная работа будет основана на рассмотрении работы библиотеки № 3 города Йошкар-Олы.
Цель исследования: анализ и изучение проектной деятельности биб-лиотеки по поддержки чтению.
Место библиотеки в социально-культурной инфраструктуре города
(для муниципальной библиотеки)
Библиотека сегодня является тем учреждением, которое аккумули-рует интересы широких слоев общества. Этим обусловлена возможность сотрудничества с самыми различными учреждениями, организациями, движениями. Социальное партнерство может решать проблемы местного сообщества по различным направлениям. [1]
Йошкар-Олинская централизованная библиотечная система - одно из крупнейших по объему предлагаемых и выполняемых информацион-ных услуг библиотечное учреждение на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».
На протяжении многих лет активными партнёрами библиотек ЦБС г. Йошкар-Олы являются образовательные учреждения, постоянными партнерами остаются детские клубы по месту жительства, музыкальные школы, школы искусств. Продолжает плодотворно развиваться и углуб-ляться совместная деятельность библиотек с другими организациями и учреждениями.
Партнерство с образовательными учреждениями достаточно широ-ко представлено в практике работы библиотек ЦБС. Данный вид партнер-ства развивается на некоммерческой основе и решает, прежде всего, задачи местного сообщества в сфере образования и воспитания подрастающего поколения. Роль библиотеки заключается в качественной информационной поддержке учебных программ основного и дополнительного образования, содействии расширению и углублению учебного процесса, формировании у детей и подростков устойчивого интереса к книге, к чтению.
В роли партнеров библиотек выступают учреждения всех типов об-разования (учреждения дошкольного образования, общеобразовательные школы, ссузы, с вузами отношения как-то не сложились). В рамках заклю-ченных договоров партнерами муниципальных библиотек стали 40 до-школьных учреждений (всего в городе насчитывается 63), 27 школ, среди которых лицеи и гимназии, 8 средних специальных учебных заведений.
С детскими садами библиотека выстраивает свою работу на основе взаимовыгодного сотрудничества в области творческого, духовного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста, возрождения се-мейного чтения. Примером такого социального партнерства может слу-жить опыт библиотеки-филиала № 1, сотрудниками которой налажена си-стема взаимодействия на основе совместного планирования, выступления на педсоветах и родительских собраниях. В нынешнем, 2020-2021 учебном году в плане предусмотрено проведение занятий один раз в неделю для подготовительной группы, в основе которых всегда лежит книга. Учебный план включает проведение экскурсий, игровых программ к знаменатель-ным датам (23 февраля, 8 марта и т.д.), проведение тематических меро-приятий и мероприятий, посвященных творчеству детских поэтов и писа-телей. [3]
В рамках сотрудничества со школами в области библиотечно-информационного обслуживания учащихся публичные городские библио-теки осуществляют распространение библиотечно-библиографических знаний путем организации и проведения экскурсий в библиотеках, библио-течных уроков, подготовку и проведение тематических библиографиче-ских обзоров, организовывают культурно-просветительские мероприятия. Обучение основам информационной грамотности также требует взаимо-действия школьных и публичных библиотек, которые могут способство-вать формированию у учащихся, вместе с учителями и родителями, навы-ков работы с информацией, представленной на разных носителях и в раз-ных информационных образовательных и поисковых системах. В качестве положительного примера обучения основам информационной грамотно-сти можно назвать: «Азбука- путеводитель по библиотеке» для юных чита-телей, для читателей постарше действует программа «Школа маленького читателя», для старшеклассников и студентов проводятся консультации по поиску нужной информации в поисковых системах и информационных ре-сурсах библиотек, также востребованы Дни информации. [2]
Взаимовыгодным и результативным является сотрудничество биб-лиотеки-филиала № 3 и средних общеобразовательных школ № 9 и № 29. Здесь с уверенностью можно назвать библиотеку равноценным партнером в области патриотического воспитания и пропаганды ЗОЖ. Сотрудники библиотеки традиционно в рамках месячника оборонно-массовой и воен-но-патриотической работы организовывают встречи с председателем ре-гиональной общественной организации РМЭ ветеранов боевых действий на Северном Кавказе «Феникс» А.А. Васеневым, командиром республи-канского поискового отряда «Демос» Д.Я. Шипуновым, которые являются постоянными партнерами библиотеки. Местом проведения является акто-вый зал школы, т.к. библиотека не может вместить всех желающих. Биб-лиотека организует также встречи с сотрудниками Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков для старшеклассников.
Среди ссузов самыми давними партнерами можно назвать высший колледж ПГТУ «Политехник», он располагается рядом с центральной библиотекой. Особой популярностью пользуются мероприятия, в которых молодые люди сами принимают участие и общаются с приглашенными гостями.
Библиотеки ЦБС участвуют в муниципальной программе «Развитие образования и реализация молодежной политики городского округа «Го-род Йошкар-Ола», куда входит организация отдыха детей в летний пери-од, патриотическое воспитание и пропаганда ЗОЖ. В рамках реализации программы библиотеки активно сотрудничают со школами во время рабо-ты летних лагерей: проводят культурно-просветительские мероприятия и различные акции, направленные на привлечение к книге и чтению.
Примеров подобного тесного взаимодействия библиотек с образо-вательными учреждениями - множество.
Библиотеки ЦБС участвуют в муниципальной программе «Развитие образования и реализация молодежной политики городского округа «Го-род Йошкар-Ола», куда входит организация отдыха детей в летний пери-од, патриотическое воспитание и пропаганда ЗОЖ. В рамках реализации программы
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Комолова, Е. Обзор: как много в этом слове... / Е. Комолова // Биб-лиополе. - 2020. - № 3. - С. 30-35.
2. Пантюхова, Т. «Метод проблем». Социальные и образовательные проекты в школьных и детских библиотеках / Т. Пантюхова // Биб-лиотека в шк. - 2017. - № 11. - С. 3-7.
3. Рязанцева, Л. Портфолио, или как оценить, на что ты способен: о но-вых формах контроля и оценки профессиональных достижений / Л. Рязанцева // Библиополе. - 2019. - № 12. - С. 43-45.
4. Суслова, И. М. Практический маркетинг в библиотеке / И. М. Сусло-ва. - М. : Либерея, 2017. - 144 с.
5. Хромова, Е. Г. Портфолио: рекомендации по составлению и исполь-зованию / Е. Г. Хромова, Л. Н. Свистунова // Молодые в библиотеч-ном деле. - 2019. - № 1. - С. 36-59.