Фрагмент для ознакомления
2
Вопросы к главе I
2. Что такое мировоззрение и какова его структура? Какие типы мировоззрения вы знаете?
Мировоззрение - это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы действий людей. Мировоззрение представляет собой сложное синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Мировоззрение включает в себя мироощущение, мировосприятие и миропонимание.
В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:
1. Познавательный - базируется на обобщенных знаниях. Познавательный компонент представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления сообщества, народа или эпохи;
2. Ценностно-нормативный - ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы и т. д.
3. Морально-волевой компонент - сюда входят социально-психологические установки индивида и общества, формирующиеся на основе интериоризации, превращения в личные взгляды, убеждения, верования, знания, ценности, идеалы того или иного сообщества, народа, эпохи.
4. Практический компонент. Данный компонент выражается в актуализации обобщенных знаний, убеждений, верований, ценностей, идеалов и норм, реальной готовности человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах.
Обычно выделяют следующие исторические типы мировоззрения:
1. Мифологическое мировоззрение. Миф – это древнее сказание, предание разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев, о происхождении и конце света, о происхождении человека. Миф как наиболее ранняя форма духовной культуры человечества объединил в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов, разных видов искусства, философии. Лишь впоследствии эти элементы получили самостоятельную жизнь, развитие. Миф выступал как единая, синкретическая, универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание эпохи, в которую создавался. В мифологии отсутствовали отчетливые разграничения мира и человека, мысли и эмоций, знаний и художественных образов, идеального и вещественного. Это целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции. С угасанием первобытных форм общественной жизни мифологическое мировоззрение изживает себя и сходит с исторической сцены.
2. Религиозное мировоззрение – это такая форма мировоззрения, в которой освоение мира происходит через его удвоение на посюсторонний, земной, реальный мир и потусторонний – небесный, сверхъестественный, сверхчувственный мир. Основу этого мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Поклонение «высшим силам» постепенно приводит к понятию Бога – высшего существа, достойного поклонения. Способом существования религиозного сознания является вера – особое настроение, переживание, характеризующее его внутреннее состояние. Внешней формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.
3. Философское мировоззрение представляет собой принципиально иной тип миропонимания, прочным фундаментом, для которого стали позиции разума и интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел, сюжеты, образы и сам дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, существующие мифы стали подвергаться пересмотру с позиций разума, им было дано новое смысловое, рациональное истолкование.
5. Какие предпосылки возникновения философии вы знаете?
Важнейшими предпосылками возникновения философии являются мифология и религия. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
Следующей предпосылкой возникновения философии является религия. Религия возникает благодаря закономерности развития общества. Даже в наше время влияние религиозных идей на общественное сознание разных стран и регионов все еще очень велико. Сходство философии и религии состоит в том, что обе они являются общественно-историческими формами мировоззрения, обе решают сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Восточные учения носили религиозно-философский характер. Впервые философия отделяется от религии в Древней Греции.
Можно говорить и о социально-политических предпосылках возникновения философии. Одной из них стала социальная структура населения Древней Греции. Социальная структура населения была здесь более подвижной, чем в странах Востока. Даже захваченные в плен рабы могли купить себе свободу и вновь стать свободными людьми. Достаточно высокий уровень благосостояния греческого общества позволял некоторой части населения заниматься непроизводительным трудом. Не будь у общества такой возможности, философия, даже и возникнув, не смогла бы превратиться в явление массовое - в форму сознания.
Греция не представляла единства в социально-политическом плане. Отсутствие единства способствовало развитию философской мысли, так как не существовало никаких догм и ограничений. Философ, идеи которого не пользовались популярностью в одном полисе, мог перебраться в другой и проповедовать свои идеи там.
По сравнению с восточными народами греки обладали существенной политической свободой. Восточный человек должен был слепо повиноваться религиозной и политической власти. Греки пользовались относительной свободой в отношении религии. В политическом отношении ситуация была несколько сложнее, но все же можно говорить о привилегированном положении греков, ибо впервые в истории они создали свободные политические институты. Кроме того, в Древней Греции существовала прочная традиция свободных дискуссий, умение спорить. Все это способствовало развитию философской мысли.
В становлении философии сыграло свою роль и море. Море вообще играло огромную роль в жизни античного (прежде всего - греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т.д. Благодаря морю греки общались с другими народами, знакомились с их культурой, воззрениями и т.п. В Греции отсутствовала замкнутость и изолированность, столько характерная для многих восточных государств (например, Китая). А открытость цивилизации способствовала установлению межкультурных связей и развитию греческой мысли.
8. Какие исторические формы материализма вы знаете? Приведите примеры из истории философии.
Материалисты в качестве первоначала выделяли материю, природу, бытие, объективную реальность, существующую независимо от человеческого
сознания. В отличие от идеалистов материалисты сознание считают вторичным и результатом воздействия на субъекта объективно существующего внешнего мира.
Исторически первой формой материализма является наивный материализм. На этом этапе признается существование всех предметов, материальность мира независимо от сознания людей (Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур). По мнению Демокрита в мире существует бесконечное множество атомов, также бесконечно и число их форм. Одновременно Демокрит признает вечность мира во времени и бесконечность его в пространстве. Порядок (космос), по мнению Демокрита, результат механического взаимодействия атомов. Он не проектируется и не продуцируется разумом. Ум, интеллект, следует, а не предшествует общему порядку соединений атомов. Это не отменяет того указания атомистов, что есть непривилегированные атомы, гладкие, сферические, легко воспламеняющиеся, из коих образованы душа и ум: именно такие атомы Демокрит полагал божественными.
Представители механистического материализма объясняли развитие природы и общества законами механической формы движения материи, которые рассматриваются как универсальные и распространяются на все виды материального движения.
Метафизический материализм отрицал или игнорировал всеобщую связь и развитие природы, ее саморазвитие. Метафизику понимали как антидиалектический способ мышления, как результат односторонности в познании, когда рассматривают вещи и явления как неизменные друг от друга, отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. В этом смысле метафизику впервые употребил Гегель.
Диалектический материализм возник в 40-х гг. XIX в., и рассматривает все только в развитии, в движении. Природа развивается, достигая высших своих форм, включая жизнь и мыслящую материю, не из потусторонней силы, а по причинам, заложенным в ней самой, в ее законах. Представителями диалектического материализма являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Материалистическая диалектика исходит из представлений об объективном единстве движения, пространства и времени. Пространство и время истолковываются как свойства самих материальных явлений, как формы их существования. Такая точка зрения опирается на достижения математики и естествознания. Сознание в данном учении толкуется как свойство людей отражать и тем самым осмысливать окружающий их мир материальных и духовных явлений.
Антропологический материализм подчеркивает единство человека и природы. Например, антропологизм Л. Фейербаха провозглашает человека как вершину природы.
Вульгарный материализм полагает, что сознание и другие общественные явления представляют собой следствие физиологических процессов и зависят от состава пищи, от климата и т. д. (мысль - вещество, которое выделяется мозгом, как желчь печенью). Его представителями являются Фогт, Бюхнер, Молешотт.