Фрагмент для ознакомления
2
значительным изменениям в системе социальных ценностей». [12] В этот период деятельность имперского правительства активизировалась в области политических и правовых реформ, особенно в сфере образования.
Таким образом, политическая и правовая мысль в России второй половины 18 в. развивалась в духе европейского Просвещения и поднимала в основном те же вопросы, но применительно к российской действительности, с учетом идеологических и национально-культурных традиций. Так, например, русские иллюстраторы осудили рабство и деспотические наклонности самодержавия с этической и правовой точки зрения.
С другой стороны нужно сказать, что русские ученые-юристы, изучив взгляды видных европейских политологов, уверенно поддержали их начинания. Дело в том, что такие свежие и необычные взгляды не только на политику, но и на общественно-правовое устройство общества и государства открывал новые возможности для развития, как государства, так и права.
Так же стоит напомнить, что до эпохи Просвещения вся научная мысль находилась под контролем и давлением религиозных догматов. Эпоха средневековья приучила европейских ученых, что высказывание любых взглядов противоречащих религиозной точки зрения католической церкви приводит к печальным последствиям для такого ученого.
В России не было инквизиции и других форм чрезмерного давления церкви на общество и государство. Однако русская православная церковь остро отстаивала незыблемость ряда форм общественно-политического устройства общества. Именно церковь пропагандировала идею о святости и нерушимости царской власти. Та же церковь доказывала, что нет, и не может быть личности и каких-либо желаний у человека. Каждый человек должен выполнять только то, что от него требует царь и церковь. Личные желания и потребности – вторичны.
При таком подходе идеи эпохи Просвещения открывали новые возможности для развития, как политики, так и права.
2. Анализ деятельности юристов в России
2.1 Философско-правовая мысль в России
В 1755 г. был издан указ о создании Московского университета. Ему суждено было сыграть важную роль в развитии образования. В этом университете преподавали русские ученые. Они боролись против распространения идей немецких философов, иностранного законодательства.
Десницкого можно назвать первым профессором русского права, его лекции были посвящены внутреннему праву. Выступления Десницкого - литературный памятник. Он был последователем идей естественного права. Десницкий считал, что морализаторская философия основана на 4 добродетелях [8]:
• правда,
• мудрость,
• щедрость,
• воздержание.
Он считал, что правовая практика должна устанавливать причины и факторы, определяющие развитие правовых систем различных государств.
Десницкий выделил 4 части естественного права [3]:
1) вопросы о возникновении царств в разное время у разных народов,
2) вопросы о правах, возникающие в обществе разных государств и знания людей,
3) вопросы о правах, возникающие в различных делах между обычными людьми,
4) вопросы полиции и гражданского благоустройства (вопросы государственного управления обществом).
Взгляды Десницкого основаны на идеях Гуго Гроция. Но его речи не были простым изложением идей Гроция. На лекциях Десницкого любой из присутствующих чувствовал, что ученый перерабатывал научный материал.
Десницкий, объясняя философско-правовые проблемы, легко заимствовал примеры из русской жизни. Он считал, что человек обладает совокупностью естественных и неотъемлемых прав, но в тоже время Десницкий отвергал пункты, связанные с теологией религиозного влияния. Он считал, что государство возникло не в результате общественного договора, а в результате возникновения частной собственности и разделения общества на богатых и бедных. Десницкий был одним из первых, кто осознал необходимость тщательного изучения и изучения права, сочетающего философские, исторические и догматические методы.
В 1818 году вышла книга Куницына «Естественный закон». Она вызвала негативную реакцию госструктур, за что Куницына отчислили из вуза и средней школы. Он был последователем Канта, считал закон частью моральной философии. Моральная философия – это наука, устанавливающая законы, предписываемые волей.
Моральная философия делится на 2 части [7]:
• законы внутренней свободы (собственной морали),
• законы права (юридическое образование).
Отличия: нравственное учение подчиняется внутренней свободе, а закон – внешней свободе. Он отдавал предпочтение естественному праву позитивным законам, в основе которых лежит произвол законодателя.
В естественном праве он различал [6]:
• чистое право,
• применяемое право.
Чистый закон разрешается путем рассмотрения следующих двух вопросов [4]:
1) какие права человека принадлежат вам от природы,
2) Какие права, кроме того, люди могут приобретать и объединять с правами, вытекающими непосредственно из природы?
Прикладное право касается применения чистого закона к человеческим отношениям, но таким образом, что человеческая свобода не нарушается.
2.2. Особенности русского правоведения в эпоху Просвещения
В XVIII веке, во многом благодаря переводам работ Фельбигера и Пуфендорфа, а также покровительству и интересу императрицы Екатерины Великой к идеям немецких и французских иллюстраторов, идеи естественного права распространились среди людей. преподаватели и студенты российских учебных заведений. Отметим, что идеи естественного права были известны и ученикам Царскосельской гимназии, в том числе А.С. Пушкин.
Молодежь этого учебного заведения воспитывалась в духе свободной политической мысли. Одним из учителей великого поэта был Александр Петрович Куницын (1783-1840). Возможно, именно этот человек имеет право называться основателем Петербургской школы естественного права.
А.П. Куницын начал работать в Императорском Царскосельском лицее в 1811 году, вернувшись после учебы в Германии. Речь, которую он произнес на открытии гимназии 19 октября 1811 года, была проникнута свободолюбивыми идеалами и определила направление школьного образования: «главной основой ваших знаний должна быть истинная добродетель ..., а не святость в глазах народа» [10; 12].
Определяя требования к образованию и нравственности будущего «государственного деятеля», то есть, говоря современным языком, чиновника, Куницын подчеркивал: «Государственный деятель должен знать все это только касается круга его действий; Его проницательность выходит за рамки, закрывающие взгляды людей. Вынужденный постоянно бороться с предрассудками и страстями людей, он пытается проникнуть в человеческое сердце, чтобы искоренить самые корни пороков, ослабляющих общество; по природе человека он предпочитает спокойные меры насильственным и прибегает к последним только тогда, когда первых недостаточно; Он никогда не отвергает крик людей, потому что голос людей - это голос Бога. Сочетая частную и общественную выгоду, он заставляет всех бороться за общественные цели» [10; 14].
В лицее А.П. Куницын преподавал моральные, политические и юридические науки до 1817 года, затем возглавил кафедру правоведения в Главном педагогическом институте, незадолго до его открытия в Петербурге. Одновременно он читал лекцию в Санкт-Петербургском университете. Основные государственно-правовые взгляды и идеи А.П. Куницын был им представлен в двухтомном очерке «Естественный закон». [7], [8]
По мнению А. Куницына, естественные права личности – вечный принцип, а не что-то особенное только на ранних этапах истории общества. Их не перечеркивают ни общественный договор, ни так называемый договор о гражданстве. «Общество не имеет права ограничивать свободу своих членов больше, чем то, что они обязаны делать в силу соглашения или в соответствии с концепцией общей цели», «каждый член сохраняет все права, которые не были отчуждены в союзном соглашении.» [8; 19] (то есть так называемый общественный договор). «Общество не имеет права использовать своих членов как простой инструмент для достижения своих целей». [8; 6] Иными словами, человека нельзя рассматривать только как
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеев О.В. История российского права. – Екатеринбург: Принт, 2017 – 439 с.
2. Андреева В.А. Философия права. – Чебоксары: Альтернатива, 2015 – 485 с.
3. Астахова В.Т., Боровикова Е.М. Юриспруденция. Исторический экскурс. – Самара: Пинта, 2015 – 635 с.
4. Васильева О.В., Овечкин А.А. Юриспруденция в России. История вопроса. – Владивосток: КакТУс, 2018 – 515 с.
5. Винникова Ю.Ю., Жилина Е.М. Дореволюционная юриспруденция. – Самара: Компас, 2013 – 655 с.
6. Власова А.О., Винникова Т.Ю. Русская юриспруденция. Принципы формирования. – Вологда: Ракурс, 2017 – 532 с.
7. Горелов С.М. Теория государства и права в России. – Иркутск: Аккорд, 2017 – 388 с.
8. Дмитриева Т.В., Подгорная А.С. Правоведение в России. Основы правоведения. – Воронеж: Прогресс, 2018 – 521 с.
9. Жилина Е.Ю., Иванова Е.С. Юридическая наука в России. – Новосибирск.: Пирамида, 2014 – 367 с.
10. Гараева Г.Ф. Философско-правовые взгляды А.П. Куницына и развитие естественного права в России // Теория и практика общественного развития. 2015. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofsko-pravovye-vzglyady-a-p-kunitsyna-i-razvitie-estestvennogo-prava-v-rossii (дата обращения: 18.10.2020).
11. Романовская Л.Р. — Русское правоведение эпохи Просвещения // Genesis: исторические исследования. – 2014. – № 6. – С. 31 - 43. DOI: 10.7256/2306-420X.2014.6.13702 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=13702
12. Кузнецов Э.В., Михайлова М.В. Возникновение и развитие науки о праве в России в XIX – начале XX веков. // Теория государства и права – М., 2017 № 3 – С. 28-37
13. Михайлов Ф.М., Алексеев М.Д. Юридическая наука в России. – Воронеж: Смысл, 2014 – 495 с.
14. Новожилова А.В., Сычева Ю.С. Основы философии права. – Калиниград: Маэстро, 2018 – 470 с.
15. Новожилова А.М., Петров М.С. Юридическая наука в России. – СПб.: Озерки, 2014 – 656 с.
16. Павлов П.В., Дикарева Т.А. Правоведение в России. Основы правоведения. / П.В. Павлов, Т.А. Дикарева. – Кострома: Олимп, 2017 – 564 с.
17. Петров М.И., Кривиченко В.Р. Философия права. / М.И. Петров, В.Р. Кривиченко. – Калининград: ЛитерА, 2016 – 449 с.
18. Родионов В.Я. Современные методы помощи семьи по коррекции поведения подростка. / В.Я. Родионов. – Волгоград.: Спец.Лит, 2018 – 414 с.
19. Рубцов С.Л. Правоведение в России. Основы правоведения. – СПб.: Индикатор, 2016 – 397 с.
20. Рыбаков Д.П., Цой И.И. История российского права. / Д.П. Рыбаков, И.И. Цой, – Ярославль: Локомотив, 2013 – 533 с.
21. Сафронов А.М., Соколовский С.С. Психологические проблемы подростков. Гендерный аспект. / А.М. Сафронов, С.С. Соколовский. – Мурманск: Полярная Звезда, 2017 – 337 с.
22. Соловьев Н.В., Фролова К.Ф. Юридическая наука в России. / Н.В. Соловьев, К.Ф. Фролова. – Владивосток: Аргумент, 2014 – 533 с.
23. Юриспруденция. Особенности развития науки в России и за рубежом. /Под ред. Е.В. Корнеевой. – Волгоград: Формула, 2015 – 655 с.
24. Тимофеев О.Е. История российского права. / О.Е. Тимофеев. – Липецк.: Специальная педагогика, 2016 – 527 с.
25. Черникова Е.Г. К вопросу о истории развития юридической науки в России / Е.Г. Черникова // Вестник Челябинского государственного университета. — 2014. — № 4. — С. 169–172.
26. Щербакова А.А. Философия и теория права. / А.А. Щербакова. – Калининград.: Формула успеха, 2014 – 439 с.