Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Рукопашный бой – это один из самых быстро развивающихся видов спорта в России. Наверное, в России нет ни одного достаточно крупного города, в котором бы не было хотя бы одного клуба проводящего занятия по рукопашному бою.
Однако здесь необходимо сделать важную поправку. Дело в том, что существуют профессиональные сообщества, которые готовят именно профессиональных спортсменов по рукопашному бою. Профессиональный спортсмен способен не только проводить бой, но также может обучить обычного человека тем или иным тонкостям или хитростям данного вида спорта.
Второй вариант – это обычный человек, который решил освоить рукопашный бой для себя. Другими словами, ребенок или взрослый человек хочет владеть некоторыми знаниями в области рукопашного боя, чтобы чувствовать себя увереннее.
Соответственно эти две степени владения рукопашным боем предполагают и различные программы тренировок. Воспитание профессионального бойца является кропотливой работой, направленной на развитие, как обшей физической подготовки, так и специальной физической подготовки.
Любитель же может иметь такую физическую форму, чтобы иметь возможность в ходе конфликта постоять за себя, а также при необходимости оказать помощь другому человеку, оказавшемуся в беде. Хотя, как утверждают классики восточных единоборств, лучшая победа – это та победа, ради которой не было сделано ни одного удара.
1. Теоретические аспекты подготовки бойцов по рукопашному бою
1.1 Методологические аспекты подготовки бойца по рукопашному бою
Система подготовки бойцов рукопашного боя довольно многообразна и разнонаправлена. Боец рукопашного боя должен иметь не только хорошую физическую форму, но также крепкую мускулатуру и быструю реакцию.
Система построения тренировки квалифицированных бойцов рукопашного боя позволяет достаточно эффективно осуществлять подготовку спортсменов в рамках полугодичного макроцикла. Целенаправленная подготовка должна начинаться за полгода до основных соревнований (Чемпионат ведомства). При этом планируется два трехмесячных полуцикла, первый заканчивается соревнованиями, которые носят контрольный характер. В полуцикле для решения конкретных задач выделяется три этапа (каждый по месяцу) и в соответствии с этим определяется их содержание и направленность тренировки. Рост тренированности должен происходить постепенно, чтобы пик ее пришелся на финальные старты. Несмотря на то, что в промежуточных соревнованиях ставится задача успешного выступления, необходимо исключить форсирование спортивной формы [1].
Тренировки следует построить таким образом, чтобы уровень тренированности спортсмена плавно нарастал от этапа к этапу. Первый этап посвящается в основном повышению уровня функциональных возможностей организма и частично специальной физической подготовке. Основными средствами тренировки на данном этапе являются кросс, спортивные игры, упражнения с отягощениями и на гимнастических снарядах. Специальная подготовка состояла преимущественно из специально-подготовительных упражнений, упражнений на лапах, снарядах и в меньшей степени с партнером. Условные и вольные бои не проводились. Примерно 70% времени пришлось на общую физическую подготовку и примерно 30% – на специальную подготовку.
Тренировки строятся в форме недельного микроцикла – 1 тренировка через день по 2-2,5 часа. В субботу тренировка проводится в рамках единого дня борьбы. Обычно каждая тренировка начинается с бега 15-25 минут со средней скоростью и интенсивностью (ЧСС 140-150 уд/мин). В выходные дни самостоятельное тренировочное занятие имеет восстанавливающую направленность и поэтому проводиться с небольшой интенсивностью.
Тренировки в недельном цикле строились следующим образом: понедельник – тренировка ударов руками, среда – борцовская тренировка, пятница – тренировки ударов руками и ногами, комплексная тренировка. Каждая тренировка заканчивалась интенсивной скоростно-силовой работой [2].
По истечении примерно 6 месяцев, проводится комплексный контроль уровня подготовленности, по его результатам, как правило, у спортсменов заметно повышается уровень функциональной подготовленности, в меньшей степени – уровень специальных физических качеств. Следующий этап подготовки обычно направлен на дальнейшее повышение общей и особенно специальной подготовленности. Специальная подготовка обычно занимает 65% тренировочного времени, из них примерно 35% составляют упражнения на снарядах и с партнером. Много внимания уделяется совершенствованию техники и тактики ведения боя на длинной, средней и ближней дистанциях. Участие в контрольных соревнованиях во второй половине этапа позволяет определить степень подготовки. Если в соревнованиях одержана победа или занято призовое место, то спортсмен повысил уровень общей и специальной подготовленности, но своей лучшей спортивной формы он еще не достиг. Третий этап обычно направлен на дальнейшее повышение специальной подготовленности и, особенно на совершенствование технико-тактического мастерства с акцентом на индивидуализацию. Для этого значительно снижается объем нагрузки, но увеличивается интенсивность ее.
В дальнейшем на тренировках решаются задачи совершенствования скоростных качеств и технико-тактического мастерства, при этом много внимания уделяется работе с партнером в форме условных и вольных поединков [3].
В результате тренировок в первом полуцикле создается устойчивая функциональная база для дальнейшего повышения тренированности спортсмена. Следующий полуцикл обычно направлен на приобретение и совершенствование спортивной формы, а также формирование готовности к участию в главных соревнованиях.
На первом этапе этого полуцикла ведется работа над дальнейшим повышением и расширением функциональных возможностей спортсмена, при этом, чтобы избежать форсирования спортивной формы, увеличивается объем нагрузки и снижается ее интенсивность. В ходе этого этапа, примерно половина времени занимает специальная подготовка, большая часть из которого отводится специальным подготовительным упражнениям, а упражнения на снарядах и с партнером занимают примерно равное время.
B конце третьего микроцикла планируется участие спортсмена в первенстве города среди юниоров (18-21 год). Поэтому с целью успешной подготовки к этим отборочным соревнованиям во втором и в третьем микроциклах повышается интенсивность и жесткость упражнений на снарядах, а работа с партнером проводиться в основном в форме условных боев. Такой режим тренировки способствует укреплению специальных навыков для проявления их в экстремальных условиях соревновательной деятельности. Если спортсмен победил в состязаниях или занял призовое место, то это значит, что он приближается к своей лучшей форме. В результате второй этап подготовки был направлен на дальнейший подъем специальной физической подготовленности и на совершенствование индивидуального технико-тактического мастерства на всех дистанциях боя, во всех положениях стоя и лёжа [4].
Перед участием в Чемпионате ведомства в ходе первого микроцикла, достаточно объемном и специализированном, большую часть времени примерно 60% занимает специальная подготовка, причем больше половины этого времени отводится упражнениям на снарядах и с партнером в высоком темпе. В ходе второго микроцикла, разгрузочного, объем нагрузки сокращается примерно наполовину, а интенсивность нагрузки увеличивается. Время на проведение вольных боёв сокращается, но они проводятся в быстром темпе. На данном этапе главное – это подвести спортсмена к пику спортивной формы, формирование у него психологической готовности к ответственным соревнованиям. Поэтому основной упор в тренировках делается на повышение уровня специальных физических качеств, использование упражнений с отягощениями, имитационные упражнения, проводятся индивидуальные занятия на лапах [5].
Затем следует ударный микроцикл, в котором моделируются условия предстоящих соревнований, работа при этом выполняется напряженная как с партнёром, так и на снарядах. Четвёртый микроцикл организуется по принципу повышения нагрузок: объем нагрузки сохраняется таким же, как и в третьем цикле, но тренировки становятся более специализированными. Такой режим тренировочной работы способствует поддержанию достигнутого уровня тренированности в течение достаточно долгого времени, а также снятию повышенного психического напряжения, вызванного предстоящими соревнованиями.
В соответствии с этим полуциклы должны отличаться друг от друга по содержанию средств и методов тренировки и по величине тренировочных нагрузок. Первый направлен на формирование спортивной формы, а второй на её совершенствование. В конце второго полуцикла используется соревновательные методы и условия тренировки. Такое построение тренировки соответствует основным закономерностям развития спортивной формы, способствует успешной подготовке спортсменов, занимающихся рукопашным боем к ответственным соревнованиям [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что в течение тренировочного цикла тренер и спортсмен решают несколько задач. Во-первых, идет общая физическая подготовка спортсмена, а во-вторых, специальная подготовка.
1.2 Психологическая характеристика полной и неполной семьи
Рассмотрим подходы к режимам тренировок.
Программа тренировок по рукопашному бою стоит на двух столпах: технико-тактической подготовке (ТТП) и физической подготовке (ФП). Соответственно по каждому из видов подготовок составляется долгосрочный план (на 6-12 месяцев).
Существует несколько вариантов совмещения этих видов подготовки в одной тренировочной программе или тренировочном цикле. Всё зависит от того, каким объемом времени располагаете тренирующийся человек.
Вариант №1. Самый простой вариант.
В этом самом простом варианте тренировки происходят три раза в неделю. Одна тренировка длиться 1,5-2 часа. В рамках одной тренировки реализуются программы по ФП и ТТП.
У такого подхода один плюс: он требует очень мало времени. Все остальное – минус. Как правило, при таком подходе рекомендуется полностью отказаться от общефизической подготовки, и оставить лишь некоторые элементы СФП – специальной физической подготовки.
Вариант №2. Для тех, кто хочет побеждать.
Данный вариант подойдет для тех, кто не просто тренируется для себя, а для тех, кто хочет побеждать на различных соревнованиях. При самом простом раскладе гарантии на победу даются тому, кто больше тренируется. Поэтому многие любители тренируются каждый день, проводя в неделю (учитывая дни отдыха) 5-6 тренировок. При таком раскладе выгоднее всего разделять программы по ФП и ТТП, проводя в разные дни разные тренировки. Например: Пн, Ср, Пт – занятия по ТТП, а Вт, Чт – по ФП. Еще два дня остаются или отводятся на восстановление сил и адаптацию. Этот вариант предполагает отдельные тренировки (два раза в неделю) по общефизической подготовке.
Вариант №3. «PRO»
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арсеньев В. А., Оруджев А. М., Ушенин А. И., Шахваледов М. Н. Научно-методические основы подготовки спортсменов, занимающихся рукопашным боем // Наука, технологии и образование в XXI веке: проблемы взаимодействия и интеграции: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 28 февраля 2020 г.: Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 153-156. URL: https://apni.ru/article/471-nauchno-metodicheskie-osnovi-podgotovki-sports (дата обращения: 20.10.2020)
2. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник для вузов физической культуры / А.М. Максименко. – 2-е изд, испр. и доп. – М. : Физическая культура, 2009. – 496 с.
3. Кудин В.А., Торопов В.А., Дудчик В.И., Куликов М.Л., Науменко С.В., Ушенин А.И. Физическая подготовка: учебник. 2-е изд., испр. и доп. / Кудин В.А. и др. // Изд-во СПБУ МВД России. – СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2016.
4. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. Учебник. Ю.Ф. Курамшин. Москва. 2010 г.
5. Торопов В.А., Ушенин А.И., Дудчик В.И., Золотенко Р.Б., Хыбыртов Р.Б. Рукопашный бой в теории и практике служебной подготовки сотрудников органов внутренних дел: монография / Под ред. проф. В.А. Торопова // Изд-во СПБУ МВД России. – СПб.: ООО «Р-КОПИ», 2016.
6. Торопов В.А., Науменко С.В., Куликов М.Л., Ушенин А.И., Хыбыртов Р.Б., Дудчик В.И. Исследование процесса эффективного обучения сотрудников полиции приемам рукопашного боя: Монография- СПб: ООО «Р-КОПИ», 2018г. – 112с.
7. Хыбыртов Р.Б., Ушенин А.И., Торопов В.А. Характеристика педагогической системы обучения сотрудников полиции приёмам рукопашного боя в средствах индивидуальной бронезащиты // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 1 (61). С.168-172.
8. Эрайзер Сергей Леонидович Организация нагрузок в микроциклах годичной подготовки в рукопашном бое на этапе совершенствования спортивного мастерства // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. №12 (118). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-nagruzok-v-mikrotsiklah-godichnoy-podgotovki-v-rukopashnom-boe-na-etape-sovershenstvovaniya-sportivnogo-masterstva (дата обращения: 20.10.2020).