Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное образовательное учреждение сохраняет и развивает традиции организации туристско-краеведческой деятельности воспитанников (обучающихся). Детский туризм сегодня является активным способом гармоничного изучения культурного и природного наследия своего района, города, страны во взаимодействии с задачами воспитания, обучения и развития учреждения образования.
Формирование интереса обучающихся к будущей профессиональной деятельности при помощи туризма, спорта и краеведения дает им возможность включаться в разные ситуации в обществе, где они являются субъектом социальных отношений.
Профессиональная направленность обучающихся важно развивать с младшего школьного возраста (10–12 лет), поскольку это возраст – наиболее благоприятный для того, чтобы воспринимать материал.
Крайне важна и работа педагогов дополнительного образования, которая при становлении туристско-краеведческого мастерства воспитанников помогает развитию психологической готовности к вступлению в жизнь, профориентируя личность и готовя обучающихся в следующим жизненным этапам.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса организации и планирования туристско-краеведческой работы в системе дополнительного образования.
Задачи:
- описать сущность туризма и краеведения;
- рассмотреть специфику современного дополнительного образования;
- проанализировать специфику планирования и организации туристско-краеведческой работы.
1 Туризм и краеведение как важные составляющие становления личности
Одновременно с решением задач воспитания тела, воли, моральных и нравственных качеств, туризм дает возможность развивать у личности патриотические чувства, гражданственность, навыки труда, самостоятельность и инициативность .
Крайне важно в воспитательном и образовательном процессе является постоянная коммуникация туризма и краеведения. Это дает возможность активно исследовать и познавать окружающей мир, а через него личность познает себя.
Детско-юношескому туризму принадлежит крайне важное место в туризме. Концепция использования прогулок, путешествий, походов для активного отдыха в учебе школьниками – не нова. Об этом говорили П.Ф. Лесгафт, К.Л. Студитский, Н.К. Крупская и др.
Точным является определение детско-юношеского туризма А.А. Остапца-Свешникова: «Детско-юношеский туризм – это средство гармоничного развития подростков и юношей, реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерным структурным компонентом которого является поход, путешествие, экскурсия» .
Комбинация разных видов деятельности в туристической и краеведческой работе дает возможность формировать личность обучающихся интегрированно, а не разрозненно. Так создается постепенно социальная активность юношей и девушек. Так туризм дает возможность решать вопросы образования, воспитания и оздоровления ребенка.
Доступность, популярность, высокая оздоровительная и познавательная значимость детско-юношеского туризма и краеведения говорит о важности изучения их влияния на личность в процессе воспитания и образования в ряде крайне важных задач педагогики.
Туристско-краеведческая деятельность – это коллективная деятельность, поскольку ее цель понимается как единая, требующая интеграции усилий всего коллектива. Разделение труда в данной деятельности создает «отношения ответственной зависимости» , контролируются действия членов коллектива.
Туризм и краеведение, удовлетворяя потребности детей и молодежи в приложении сил, влияют на развитие, практическую подготовку к труду, общественно-полезной деятельности.
Формирование активности в обществе молодых людей туризмом связывается с организацией интенсивной творческой, познавательной работы, с участием в производительном труде. Юноши и девушки так учатся активно выполнять обязанности в социуме. Активность одного вида деятельности запускает процесс овладения другими видами деятельности .
Важное значение для государства имеет и социальная направленность туристско-краеведческого и спортивно-оздоровительного движения. Ее социальная задача – в том, что она привлекает наиболее социально незащищенные слои населения, поскольку она финансово не затратна и доступна. Также, это школа социальной адаптации населения к сложным ситуациям в жизни сегодня.
2 Специфика современного дополнительного образования
В отечественной законодательной педагогической практике определение термина «дополнительное образование» утверждено в Федеральном законе РФ «Об образовании» № 273:
«Дополнительное образование – это процесс воспитания и обучения осуществляемый на основе дополнительных образовательных программ всех уровней с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства...» .
Идеи и концепции дополнительного образования приобрели популярность в Европе в начале второй половины XIX в. и сопровождали период индустриализации. В последней трети XIX в. они охватили Северную Америку, распространились на страны Азии и Австралии.
Технические изобретения, использование нового оборудования на фабриках и заводах установили новые требования к квалификации рабочих и усилили требования к квалификации представителей большинства профессий. С тех пор доучивание, переучивание с целью обновления профессиональных знаний и навыков, получение дополнительных квалификаций – все это стало обычным явлением для специалистов. В постиндустриальной экономике дополнительное образование приобрело системный характер, являясь одним из компонентов непрерывного образования наряду с общим и профессиональным образованием. Рассматривая историю создания современной российской системы непрерывного образования и место в ней дополнительного образования, исследователи акцентируют внимание на организационных аспектах, проводя границу между основным и дополнительным образованием по степени институциализации и считая дополнительное образование тождественным информальному. Тогда как изучение системообразующей роли дополнительного образования указывает на его важность в процессах интеграции формального и неформального образования, осуществления связей на уровне систем, процессов и результатов . Таким образом, дополнительное образование участвует в организации системы непрерывного образования.
При этом большинство и российских, и зарубежных исследователей едины в мнении, что данный термин имеет очень широкое значение и может быть использован для обозначения разных видов формального, неформального и информального образования.
В англоязычной литературе наиболее близким по смыслу является термин «supplementary education» (англ. дополнительное образование), что значит образование, проходящее за пределами основных образовательных программ, которое может ориентироваться на культурные, академические и религиозные аспекты жизни разных социальных групп.
Смысл дополнительного образования отвечает интересам местных сообществ, объединенных общими религиозными, культурными и другими целями, а также интересам подрастающего поколения, оно способствует поддержке личного развития детей и подростков, повышению их самооценки, привлечению к образованию родителей, снижению уровня девиантного поведения подростков. Воспитательная роль дополнительного образования в Великобритании доминирует и заключается в привлечении детей из «уязвимых» социальных групп и вовлечении их в общее образование.
Теоретические обоснования ценности дополнительного образования для британского общества, участвующего в решении социальных проблем и пополняется практическим опытом большого числа институций дополнительного образования для детей и взрослых.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
2) Григорьев Д.В, Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М., 2010.
3) Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Электронный ресурс]: учебник / Б.В. Емельянов. - М.: Советский спорт, 2009. —110 с. —(Профессиональное туристское образование). — ISBN 978-7-9718-0362-1. —Режим доступа:https://rucont.ru/efd/271107.
4) Нефедова,Г.М. Специфика интеграции формального, неформального и информального образования / Г.М. Нефедова// Ped. Rev.– 2017 – № 3 (17).[Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-integratsii-formalnogo-neformalnogo-i-informalnogo-obrazovaniy− (дата обращения 21.10.2020)
5) Туризм и спортивное ориентирование: Учебник для институтов и техникумов физической культуры / сост. В.И. Ганопольский. – М.: Физическая культура и спорт, 1987. – 240 с.
6) ФЗ РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Гл. 10«Дополнительное образование» (ред. от 12.02.2019, с изменениями и доп., вступившими в силу 13.12.19). [Электронныйресурс]. – Электрон. дан. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/− (дата обращения 21.10.2020)
7) Флеров, О. В. Дополнительное профессиональное образование в пространстве непрерывного образования личности / О.В. Флеров // Педагогика. Вопросы теории и практики. – Тамбов : Грамота, 2017. – № 3 (07). – C. 103 – 106.
8) Шилина З. М. Формирование общественной направленности личности школьника: В помощь классному руководителю. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
9) Weigel, S. Das kann ja wohl nicht so schwer sein!? / S. Weigel, B. Fechler // Perspektive mediation. – 2019. – 2. – P. 96−102.[Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – URL: https://doi.org/10.33196/pm201902009601− (дата обращения 21.10.2020).