Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Экономическая теория изучает источники, факторы национального богатства, изучает общественно-производственные, то есть экономические отношения в обществе, изучает экономические законы, управляющие общественным производством.
Предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.
Данная работа посвящена анализу содержания основных этапов в развитии мировой экономической мысли. Цель работы состоит в том, чтобы отразить главные тенденции в ее изменении, изложить концепции наиболее крупных мыслителей, внесших наибольший вклад в экономическую науку.
Задачи работы:
1. Составить блок-схему (опорный конспект) по теме: «Экономические воззрения А.Смита и Д. Рикардо»;
2. Написать мини-эссе по теме: «Воображаемый диалог ранних и поздних меркантилистов»;
3. Выполнить тестовые задания.
В контрольной работе использованы учебные пособия по истории экономических учений Бартенева С.А., Гловели Г.Д., Мамаевой Л.Н., Синельника Л.В., Холопова А.В., Шишкина М.В., Ядгарова Я.С.
1. Составить блок-схему (опорный конспект) по теме: «Экономические воззрения А.Смита и Д. Рикардо»
2. Написать мини-эссе по теме: «Воображаемый диалог ранних и поздних меркантилистов»
Введение
Объективной причиной возникновения и развития рынка является не только общественное разделение труда, возникновение товара и товарно-денежных отношений, но и недостаток разного рода ресурсов, особенно полезных ископаемых, существенно сдерживает развитие господарсьвои деятельности человека. Поэтому, практически все страны, в большей или меньшей мере, имея проблемы с их поставками, вынуждены развивать рыночные отношения. Решаются такие проблемы путем организации внутренней и внешней торговли, которая становится связующим звеном между производителем и потребителем, сначала готовых изделий, а впоследствии, по мере углубления экономических связей, разделения труда и развития экономики в целом, сырья, материалов, а в современных условиях энергетических и денежных ресурсов, необходимых для организации современного производства. Таким образом, сфера обращения становится объективно необходимой составляющей экономики товарного типа, базуеься на рыночных принципах.
1. Понятие меркантилизма
Первую попытку объяснить и соответствующим образом решить проблемы данной сферы пытались меркантилисты, которых современная наука считает первой научной школой рыночной экономики. Существовала данная школа по разным оценкам в течение XV – XVIII ст. и в своем развитии прошла два этапа - ранний и поздний, или зрелый меркантилизм. Слово «меркантилизм» происходит от латинского «mercari», что означает торговать. На испанском и итальянском «mercante» означает купец или торговец.
Сосредоточение внимания на сфере обращения, как ранних так и поздних меркантилистов, можно объяснить тем, что это была эпоха свободного рынка в котором экономические агенты только формировали общие правила поведения как внутреннего так и особенно внешней характера. При этом последние сводились к разного рода запретов, ограничений, лимитов тому подобное. Такие инструменты регулирования рынка используются при решении самых различных задач и проблем экономики и в современных условиях.
2. Ранний меркантилизм
В период раннего меркантилизма основной проблемой для большинства стран, была нехватка драгоценных металлов (золота и серебра), выполнявшие функцию денег, а это в свою очередь, сдерживало развитие внешней торговли. Поэтому ранний меркантилизм свои основные усилия направляет на решение проблем сферы обращения, хотя на самом деле это были проблемы сферы производства, общее понимание важности которой приходит значительно позже. А поскольку недостаток денег можно компенсировать удачно организоаваною внешней торговлей, основные усилия в государстве сводились к следующему:
- соблюдение активного денежного баланса, что означало ограничение или полное запрет вывоза золота и серебра за пределы страны;
- ограничение импорта, высокие таможенные пошлины и поддержание высоких цен на экспортные товары;
- активная политика протекционизма со стороны государства;
- строгий контроль за экономической деятельностью иностранцев.
Все это меры, направленные на сохранение и прирост денежных ресурсов страны. Таким образом, багатсва страны отождествляется с деньгами, а объектом научного исследования и экономической политики государства становится сфера обращения.
3. Поздний меркантилизм
Несколько иного мнения, по мере решения проблемы нехватки золота и серебра, стали соблюдать поздние меркантилисты. Золото и серебро, которое стало поступать в Европу с колонизированных ею новых земель решало проблему нехватки драгоценных металлов для сильных морских держав, а
Фрагмент для ознакомления
3
1. История экономических учений: Учебник / Под ред. А.С. Квасова. - М.: Юнити, 2016. - 495 c.
2. История экономических учений: Учебное пособие / Под ред. Автономов В.С., Ананьина О., Макашевой Н.. - М.: Инфра-М, 2018. - 352 c.
3. Бартенев, С.А. История экономических учений: Уч. / С.А. Бартенев. - М.: Магистр, 2017. - 672 c.
4. Биншток, Ф.И. История экономических учений: Учебное пособие / Ф.И. Биншток. - М.: Риор, 2018. - 416 c.
5. Гловели, Г.Д. История экономических учений: Учебное пособие для бакалавров / Г.Д. Гловели. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 777 c.
6. Мамаева, Л.Н. История экономических учений: учебное пособие / Л.Н. Мамаева. - РнД: Феникс, 2016. - 253 c.
7. Синельник, Л.В. История экономических учений (для бакалавров) / Л.В. Синельник. - М.: КноРус, 2016. - 200 c.
8. Холопов, А.В. История экономических учений (для бакалавров) / А.В. Холопов. - М.: КноРус, 2019. - 336 c.
9. Шишкин, М.В. История экономических учений: учебник для бакалавров / М.В. Шишкин, Г.В. Борисов, С.Ф. Сутырин. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 383 c.
10. Ядгаров, Я.С. История экономических учений: Уч. / Я.С. Ядгаров. - М.: Инфра-М, 2016. - 352 c.