Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие нашего государства без одновременного создания системы обеспечения национальной безопасности личности, общества и государства невозможно. Для успешного решения данной задачи глава государства в последние пять лет в целях совершенствования государственного управления в сфере обеспечения национальной безопасности России при реформировании системы федеральных органов исполнительной власти делал акцент на совершенствовании структуры правоохранительных органов. Так, в 2016 году ФМС и ФСКН России были упразднены как самостоятельные федеральные органы исполнительной власти. Их функции и полномочия были переданы МВД России, а в структуру центрального аппарата МВД России были добавлены два главных управления: по вопросам миграции и по контролю за оборотом наркотиков . В этом же году был дан старт созданию нового федерального органа исполнительной власти – Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации .
Эти комплексные преобразования правоохранительного блока способствовали концентрации усилий реформированных структур на наиболее важных направлениях национальной безопасности, обеспечив оптимизацию системы органов управления как в борьбе с распространением наркотиков, так и антитеррористической защите.
Цель работы состоит в изучении системы органов обеспечения безопасности в РФ. Целей и задач системы. Совета безопасности РФ, его прав и полномочий.
Система органов обеспечения безопасности в РФ. Цели и задачи системы. Совет безопасности РФ, его права и полномочия
Президент РФ, в первую очередь как Верховный главнокомандующий, опирается на силовой компонент – Вооруженные Силы РФ, с целью исключить угрозы военной безопасности, а также на другие воинские формирования и органы. В целях исключения для государства внешних угроз и обеспечения государственной безопасности, глава государства создал специальные службы, к которым можно отнести ФСБ, ФСО и СВР России, а также Главное управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ как орган внешней разведки Министерства обороны РФ и центральный орган военной разведки Вооруженных Сил РФ. Для исключения внутренних угроз и обеспечения общественной безопасности Президент РФ создал Росгвардию, МВД, Минюст и МЧС России.
В завершение реформирования силового блока глава государства утвердил Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, которая в настоящее время является основным нормативным правовым актом дальнего планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты государства, цели, задачи и меры в области внутренней и внешней политики, направленные на укрепление национальной безопасности Российской Федерации .
Главным в содержании Стратегии национальной безопасности России является согласование и взаимодействие по целям, задачам, времени и ресурсам процессов социально-экономического развития страны и развития системы противодействия всевозможным внешним и внутренним угрозам и вызовам национальным интересам и безопасности Российской Федерации, которые могут оказать отрицательное воздействие на ее социально-экономическое развитие.
Основной ценностью, определяемой национальными интересами России, является национальная безопасность, под которой понимается состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан России, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации. Интересы нашего государства состоят в незыблемости основ конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности.
Сохранение государственного суверенитета и территориальной целостности традиционно связывают с внешней функцией государства, т.е. с функцией обороны.
Однако в настоящее время наметилась тенденция смещения военных опасностей и военных угроз в информационное пространство и внутреннюю сферу Российской Федерации. При этом, несмотря на снижение вероятности развязывания против России крупномасштабной войны (в классическом ее понимании), на ряде направлений для Российской Федерации военные опасности усиливаются . Многочисленные региональные вооруженные конфликты, опыт «цветных революций», активизация террористической деятельности свидетельствуют о том, что сохранение государственного суверенитета и территориальной целостности достигается реализацией как внешних, так и внутренних функций государства.
Система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации представляет собой, наряду с угрозами национальной безопасности и национальными интересами, один из макроэлементов системы национальной безопасности. Система обеспечения национальной безопасности (СОНБ) включает в себя субъекты обеспечения национальной безопасности, а также имеющиеся в их распоряжении силы и средства, которые позволяют решать задачи обеспечения национальной безопасности. Она состоит из двух подсистем – государственной СОНБ и негосударственной СОНБ.
Структура государственной СОНБ выстроена в соответствии с тремя ее главными задачами: обеспечением обороны, борьбой с терроризмом и экстремизмом, охраной правопорядка и включает в себя военную организацию государства, спецслужбы и правоохранительные органы. В Федеральном законе «О безопасности» к закрепленным в Стратегии 2009 г. силам обеспечения национальной безопасности (Вооруженным Силам РФ и федеральным органам государственной власти) прибавлены органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Особняком стоит Совет Безопасности РФ – конституционный совещательный орган при Президенте РФ, обеспечивающий проведение единой государственной политики по обеспечению национальной безопасности, а также подготовку решений Президента РФ в данной области.
Общественная СОНБ в большей степени занимается мониторингом ситуации в области обеспечения национальной безопасности, а также привлечением граждан к решению задач, стоящих перед государственной СОНБ.
Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом «О безопасности» возложено на Президента РФ. Являясь главой государства, гарантом Конституции и прав и свобод человека и гражданина, принимая меры, направленные на обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ, обеспечивая координацию деятельности всех органов государственной власти, определяя основные направления внутренней и внешней политики, Президент РФ вместе с тем обладает и рядом
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) "О чрезвычайном положении" // "Собрание законодательства РФ", 04.06.2001, N 23, ст. 2277.
3. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) "О военном положении" // "Собрание законодательства РФ", 04.02.2002, N 5, ст. 375.
4. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
5. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) "О безопасности" // "Собрание законодательства РФ", 03.01.2011, N 1, ст. 2.
6. Указ Президента РФ от 05.04.2016. № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2071.
7. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2072.
8. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 1 (часть II). Ст. 212.
9. Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом РФ 25 декабря 2014 г. № Пр-2976 // Российская газета. 2014. № 298.
10. Полунин С.В., Буряков В.Н. Национальная безопасность, внутренние войска и чрезвычайное законодательство России // Эффекты реализации исследовательских проектов в военных институтах внутренних войск: материалы научно-методического семинара (14 апреля 2016 г.). СПб.: Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России, 2016. С. 54-58.