Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В специальной литературе понятие «менталитет», его признаки пользуются неизменным научным вниманием. Его определениями полнятся многие труды, указывающие на свойства этого феномена, особенности его проявления.
Внимание при этом концентрируется на историческом, психологическом, генетическом, социологическом, гносеологическом аспектах понимания и истолкования. Такой интерес поясняется не только стремлением к объективному постижению этого по сути трудноулавливаемого феномена, что свойственно любой науке, связанной или касающейся жизненно важных проблем социологического, политологического порядка.
Цель прагматического интереса состоит не только в уяснении логического содержания бесспорно существующего феномена, но и установлении точек, уровней его влияния на происходящие в обществе процессы с их проекцией на прошлые социальные события.
Отмечая научную разноплановую основательность проводимых исследований, полагаем нужным остановиться лишь на некоторых результатах постижения этого явления.
В соответствии с заявленной темой считаем необходимым очертить исходную социальную точку для существования данного феномена – этноколлективный, национальный уровень. Ограничение названным пределом дает, по нашему мнению, объективно верное представление об изначальном социальном пункте менталитета, достойном научного внимания. Иные социальные общности, независимо от особенностей их профессиональной деятельности, других (не менее устойчивых) объединяющих признаках, как правило, представляются менее значимыми, входящими в названные выше социальные (большие) группы.
Исключения возможны лишь в отношении длительно изолированных, обособленных групп, объединяемых фактически лишь единой государственной территорией. Проявление этого феномена в иных, помимо этносов, национальностях, интегрируемых общностях, в типичных образцах мышления, поступках индивида предстают производными или ментальными частностями от общего, сформировавшегося коллективного своеобразия.
Цель данной работы состоит в изучении правового менталитета.
Достижение поставленной цели определило постановку и решение следующих задач:
1. Раскрыть понятие, сущность правового менталитета.
2. Рассмотреть соотношение ментальности и менталитета.
Структура исследования определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка источников.
1. Понятие, сущность правового менталитета
Рассматривая менталитет, его содержание в философском аспекте, обратимся к укоренившимся подходам: метафизическому либо философскому, указывающим не на сущность этого психолого-интеллектуального состояния, а на корневые истоки – идеи, принципы, с которыми связывается возникновение, существование этого явления. Отметим, что сущность – всего лишь внешние особенности, отграничивающие названный феномен от других, прежде всего сходных с ним явлений.
Если следовать метафизическому подходу, то изучаемое явление апеллирует к первоначальным сверхприродным, высшим началам, предопределившим его появление и содержание. В нашем случае менталитет предстает следствием сверхчувственных форм бытия как наиболее древней, начальной формы, в последующем представленной в виде осознанных естественных прав, откорректированной затем условиями жизни сообществ людей – историческими, географическими и другими факторами. Отрицать присутствие неотчуждаемых, природных либо неотъемлемых прав человека в данном случае вряд ли возможно. Во втором, то есть философском аспекте, менталитет исследуется с использованием методов и приемов субъективного либо объективного идеализма.
Субъективный идеализм ориентирован на осознание, разумность человеческого сообщества, выразившихся в формулировании в его нравственных самоорганизационных началах. Это направление достаточно глубоко изучено. Здесь менталитет предстает следствием требований совместного человеческого существования. Такого рода подход с апофеозом мыслительной деятельности человека нередко воспринимается критично.
Свой метод характерен и объективному идеализму с его методом триадности как диалектическому пути непрерывного обновления всех, в том числе и духовных явлений. Но менталитет как один из носителей духовности, если и подвержен развитию, то со скоростью, значительно уступающей иным социальным процессам и особенно нынешнему стремительно развивающемуся времени.
Менталитет же во многом – это абсорбированное следствие пережитых в прошлом событий, опыта, связанного, как правило, с выживанием этноса нации, хранимое до настоящего времени. Разумеется, с учетом географических и иных факторов, находящих психологический
Фрагмент для ознакомления
3
1. Журавлев А.Л., Кольцова В.А. Российский менталитет как предмет психологического исследования: сущностные характеристики и факторы формирования // Историогенез и современное состояние российского менталитета. М., 2016. С. 7–37.
2. Клыпа О.В. Истоки российского менталитета // Историогенез и современное состояние российского менталитета. М., 2016. С. 62–71.
3. Меняйло Д.В., Меняйло Л.Н., Иванова Ю.А. Понятие «правовой менталитет» в работах отечественных ученых // Вестн. Моск. ун-та МВД России. 2018. № 2. С. 219–221.
4. Мордовцев А.Ю., Мамычев А.Ю. Правовой менталитет как основание исследования национального права и публично-властной организации в XXI веке // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 4(17). С. 445, 446.
5. Шергенг Н.А., Баширов Т.А. Правовой менталитет в современном российском обществе // Международный журнал экспериментального образования. – Пенза: Изд. Дом “Академия Естествознания”, 2015. – № 9. – С. 113.