Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы заключается в том, что проблемы управления прибылью организации исследуются многими отечественными и зарубежными экспертами в системе общего финансового управления, но они не учитывают специфику организационно-правовой формы, региональных особенностей их функционирования. Большинство работ отечественных и зарубежных авторов отражают только некоторые аспекты сущности и содержания прибыли, методы ее оценки и управления, что не позволяет учитывать современные особенности развития; нет научно обоснованных рекомендаций по управлению прибылью организации.
Целью работы является оценка управления финансовыми результатами организации.
В связи с вышеизложенным, задачами работы являются:
- раскрыть понятие и принципы управления финансовыми результатами деятельности предприятия;
- провести анализ и оценку управления финансовыми результатами деятельности предприятия.
Объект исследования – ООО «Домоуправление».
Предмет исследования – финансовые результаты организации.
Теоретической основой для исследования была работа отечественных и зарубежных экономистов, таких как Балабанов И.Т., Ефимова О.В., Кантор Э.Л., Коновалова Г.И., Садовская Т.А.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Понятие и принципы управления финансовыми результатами деятельности предприятия
В современных условиях управления предприятиями роль прибыли значительно возрастает, поскольку она является вознаграждением за предпринимательскую деятельность и коммерческий риск, источником простого и расширенного воспроизводства, материальными стимулами как для работников, так и для владельцев предприятия.
Прибыль - одна из самых сложных экономических категорий.
В экономической литературе, посвященной проблемам прибыли предприятия (фирмы), понятие прибыли не имеет однозначного определения. С развитием экономической мысли было сделано много попыток найти однозначное определение прибыли. Все авторы согласны с тем, что прибыль - это разница, остальная часть, которая содержится в поступлениях от продажи.
Прибыль как экономическая категория характеризует конечные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства.
Отношение величины прибыли к величине всего авансированного капитала характеризует норму прибыли. Основными факторами, оказывающими влияние на норму прибыли, выступают норма прибавочной стоимости, органическое строение капитала и скорость оборота капитала. Норма прибыли находится в обратной зависимости от органического строения капитала и изменяется прямо пропорционально норме прибавочной стоимости и скорости оборота капитала. Норма прибыли повышается также вследствие экономии на постоянном капитале.
Производство прибавочной стоимости и получение прибыли как её приращенной формы – непосредственная, постоянная цель предприятия.
Прибыль как экономическая категория характеризует окончательные финансовые результаты хозяйственной деятельности в процессе расширенного воспроизводства.
Отношение суммы прибыли к стоимости всего передового капитала характеризует норму прибыли. Основными факторами, влияющими на норму прибыли, являются ставка прибавочной стоимости, органическая структура капитала и скорость оборота капитала. Норма прибыли обратно связана с органической структурой капитала и варьируется в прямой зависимости от нормы прибавочной стоимости и скорости оборота капитала. Норма прибыли также увеличивается из-за экономии основного капитала.
Производство прибавочной стоимости и получение прибыли в качестве ее инкрементной формы является прямой, постоянной целью предприятия.
Экономист А.П. Агарков определяет прибыль как остаток после вычитания из дохода компании затрат на приобретение необходимых товаров и услуг (сырья, транспорта), а также выплату заработной платы сотрудникам [1, с. 17]. T.A. Сахнович и И.М. Бабук разъясняют это определение прибыли, вычитая из доходов, помимо вышеуказанных затрат, также вознаграждение капитала, используемого в этом производстве [7, с. 24].
T.P. Елисеева, М.Д. Молев, Н.Г. Трегулова в своей работе «Экономика и бизнес-анализ», рассматривая экономическую категорию «прибыли», выделяет два ее типа: экономический и бухгалтерский, исходя из различий в определении экономических и бухгалтерских затрат [2, с. 34].
Прибыль в качестве финансового результата предприятия представляет собой разницу между общим доходом и расходами, возникающими в результате экономической деятельности.
Прибыль должна рассматриваться на двух уровнях и в двух аспектах (рисунок 1).
В экономической сущности существуют два основных вида прибыли: бухгалтерский и экономический.
Учетная прибыль понимается как совокупная выручка компании после вычета внешних издержек, т. е. За вычетом расходов на учет.
Под экономической прибылью понимается общий доход предприятия, за вычетом всех затрат (внешних и внутренних, включая последнюю и нормальную прибыль предпринимателя), т. е. За вычетом экономических издержек. Таким образом, общая прибыль будет включать следующее:
Бухгалтерская прибыль = Общие доходы фирмы - Бухгалтерские издержки
Экономическая прибыль = Общие доходы фирмы - Экономические издержки.
Рисунок 1 - Аспекты и уровни рассмотрения экономической категории «прибыль»
Экономическая прибыль представляет собой доход, полученный сверх нормальной прибыли, необходимой для сохранения интереса предпринимателя в данном направлении деятельности. В настоящее время в бухгалтерских отчетах, действующих в торговых предприятиях, они в основном рассчитывают бухгалтерскую прибыль. Расчет той же экономической прибыли используется для выбора оптимальных направлений деятельности предприятия для повышения его прибыльности [6, с. 38].
Нормальная прибыль представляет собой минимальную плату, позволяющую удержать предпринимателя в рамках данного предприятия или вида деятельности. Нормальная прибыль является составным элементом внутренних издержек предприятия.
По источникам происхождения в экономической литературе выделяют три вида прибыли: прибыль, заработанную благодаря инициативе; «неожиданную» прибыль (прибыль, полученную при благоприятных обстоятельствах); «допускаемую» прибыль. Рассмотрим далее подробно каждый из этих видов прибыли.
1. Прибыль, заработанная благодаря инициативе, возникает вследствие следующих факторов:
- внедрение инноваций, а именно:
а) внедрение на рынок «товара-новинки», отличающегося от других подобных товаров;
б) освоение нового рынка сбыта, которое может осуществляться за счет расширения уже завоеванных рынков либо завоевания нового рынка.
в) внедрение новых методов производства, торговли;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агарков А.П. Экономика и управление на предприятии: учебник. – М.: Дашков и К, 2020. – 398 с.
2. Елисеева Т. П. Экономика и анализ деятельности предприятий / Елисеева, Т. П., Молев, М. Д., Трегулова, Н. Г. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2019. – 567 с.
3. Липчиу Н.В. Корпоративные финансы (для бакалавров). – Москва : КноРус, 2017. – 228 с.
4. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 529 с.
5. Олейникова И.Н. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: РГСУ. Изд-ль Ступин А.Н.,2018. – 463 с.
6. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. – Москва: Инфра-М, 2020. – 451 с.
7. Экономика промышленного предприятия: Учебное пособие / T.A. Сахнович, И. М. Бабук. – М.: Дашков и К, 2013. – 439 с.