Фрагмент для ознакомления
2
Если проиграть одну и ту же мелодию в разных инструментах или в разных регистрах, она все равно воспринимается как та же самая. Константность — относительное постоянство восприятия образа. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за параметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия (расстояния до воспринимаемого предмета, условий освещенности, угла восприятия).
Пример:
Почему учитель использует красный цвет ручки при исправлении ошибок в письменных работах учеников? Если он будет исправлять ошибки синей ручкой, эти исправления будет легко заметить? Нет. Почему? Исправления сливаются с фоном. Они не выделяются из общего фона. Текст ученика – это фигуры, которые расположены на фоне белого листа. Чтобы мы заметили исправления учителя, они должны стать фигурой на фоне текста ученика.
Ощущение:
Речная вода в начале купания кажется очень холодной, но через некоторое время это ощущение исчезает.
Это АДАПТАЦИЯ. Привыкание к постоянно действующему раздражителю., организм приспосабливается, снижается порог чувствительности. Температура воды - та же, но нами она уже не воспринимается, как холодная.
Адаптация - закономерность чувствительных ощущений(боль- исключение). Мы приспосабливаемся к высокой температуре в бане, шуму, яркому свету, сильному запаху. При входе в темную комнату постепенно начинаем видеть лучше ее обстановку, чем сначала.
Пример:
Когда мы голодные, ощущаем голод . Когда нам холодно ощущаем холод.
Блок 2
Внимание:
Врач даже у прохожих на улице замечает признаки распространенных заболеваний.
Пример:
Ребенок трех месяцев следит за игрушкой.
Память:
Известно, что, когда нам весело чаще вспоминаются радостные события прошлого, а когда грустно – грустные события.
Пример:
События детства сохраняются, это и есть память.
Блок 3
Мышление:
В целях активизации мыслительной деятельности школьников учитель предложил им самостоятельно соотнести климат субтропиков и тропиков.
Пример:
Наглядно-образное – возможно при использовании образов, как дополнение к наглядной картинке. Примером такого мышления может стать дизайнерская работа, в которой человек видит имеющийся интерьер и, используя образы, размышляет на тему перестановки, ремонта или новой мебели.
Воображение
Предлагается 8 карточек. Необходимо расположить их в последовательности так, чтобы они образовали сюжет рассказа.
Пример:
Произвольное воображение развивается с детства, когда в играх дети примеряют на себя те или иные роли. Необходимость наиболее точного отображения роли приводит к активной работе воображения. Оно продолжает развиваться в дальнейшей деятельности человека, когда для выполнения той или иной задачи ему нужно представить результат работы, а также необходимые операции.
Задание 2.
Статья на тему: «Развитие мышления в раннем возрасте»
Автор: Учитель-дефектолог Малиновская Е.В.
Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления. В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее - элементарными формами игры и рисования) и речью. Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий, т.е. восприятие как будто бы обслуживается всеми сторонами деятельности ребенка, и поэтому ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия. Восприятие становится ведущей функцией, заняв центральное место в развитии познавательной сферы ребенка. На пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать признаками мыслительного процесса, - использование связи между предметами для достижения цели (например, притягивание подушки, на которой лежат часы, для того, чтобы их достать). Но подобные действия возможны лишь в самых простейших случаях, когда предметы уже связаны между собой (часы лежат на подушке) и остается только воспользоваться этой готовой связью. На протяжении раннего детства ребенок начинает все шире использовать подобного рода готовые связи. Он притягивает к себе тележку за привязанную к ней веревочку, возит каталку, толкая впереди себя прикрепленную к ней палку, и производит другие подобные действия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ананьев, Б.Г. Онтогенетическая эволюция психофизиологических функций человека [Текст] / Б.Г. Ананьев // Познавательные психические процессы: Хрестоматия / сост. А. Маклаков. — СПб.: Питер, 2002.
2. Блонский, П. Память и мышление [Текст] / П. Блонский. — СПб.: Питер, 2001, —288 с.
3. Блонский, П.П. Основные предположения генетической теории памяти [Текст] / П.П. Блонский // Познавательные психические процессы: Хрестоматия / сост. А. Маклаков. — СПб.: Питер, 2002.
4. Васанов, А.Ю. Первичная обработка данных психологического исследования [Текст]: учеб.-метод, пособие к курсу «Математические методы в психологии» / А.Ю. Васанов. — М.: Издательство МГУ, 2006.
5. Веккер, Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов [Текст] / Л.М. Веккер. — М.: Смысл, 1998. — 620 с.
6. Внимание и проблема емкости [Текст] // Найссер У. Познание и реальность. — М.: Прогресс, 1981. — 232 с.