Фрагмент для ознакомления
2
На протяжении многих десятилетий гендерная дифференциация изучалась как междисциплинарная тема и в различных областях, включая психологию, социальные науки, антропологию, историю и биологию. Как интерпретировать наблюдаемые различия между женщинами и мужчинами являются предметом споров среди ученых. Однако общепризнано, что различия в поведении коренятся в различных биологических ролях и подкрепляются ценностями общества и культурными убеждениями.
Гендерные отношения пересекаются со всеми другими факторами, влияющими на социальные отношения - возрастом, этнической принадлежностью, расой, религией и т. д., для определения положения и идентичности людей в социальной группе. Поскольку гендерные отношения представляют собой социальную конструкцию, они могут со временем трансформироваться, чтобы стать более справедливыми.
В социологии делаются различия между полом и гендером. Пол — это биологические черты, которые общество использует для отнесения людей к категории мужчин или женщин, независимо от того, сосредоточено ли это на хромосомах, гениталиях или некоторых других физических характеристиках. Когда люди говорят о различиях между мужчинами и женщинами, они часто опираются на пол - на жесткие представления о биологии - а не на гендер, который является пониманием того, как общество формирует наше понимание этих биологических категорий.
Гендер более изменчив - он может зависеть или не зависеть от биологических особенностей. В частности, это концепция, которая описывает, как общества определяют половые категории и управляют ими; культурные значения, связанные с ролями мужчин и женщин; и как люди понимают свою идентичность, включая, помимо прочего, принадлежность к мужчинам, женщинам, трансгендерам, интерсексуалам, гомосексуалистам и другим гендерным позициям. Гендер предполагает социальные нормы, отношения и действия, которые общество считает более подходящими для одного пола, чем для другого. Пол также определяется тем, что человек чувствует и делает.
Социология гендера изучает, как общество влияет на наше понимание и восприятие различий между мужественностью (то, что общество считает подходящим поведением для «мужчины») и женственностью (какое общество считает подходящим поведением для «женщины»).
Исследуется, как это, в свою очередь, влияет на идентичность и социальные практики. Также уделяется особое внимание властным отношениям, которые вытекают из установленного гендерного порядка в данном обществе, а также тому, как он меняется с течением времени.
Гендер, как и все социальные идентичности, социально сконструирован. Социальный конструкционизм - одна из ключевых теорий, которые социологи используют, чтобы поставить гендер в исторический и культурный центр. Социальный конструкционизм — это социальная теория о том, как смысл создается через социальное взаимодействие - через то, что мы делаем и говорим с другими людьми. Эта теория показывает, что пол — это не фиксированный или врожденный факт, а меняется во времени и месте.
Гендерные нормы (социально приемлемые способы проявления гендера) усваиваются с рождения через социализацию детства. Мы узнаем, что ожидается от нашего пола, из того, чему нас учат родители, а также из того, что мы узнаем в школе, через религиозные или культурные учения, в средствах массовой информации и различных других социальных учреждениях.
Гендерный опыт будет меняться на протяжении всей жизни человека. Таким образом, пол всегда меняется. Мы видим это через смену поколений и межпоколенческих изменений в семьях, поскольку социальные, правовые и технологические изменения влияют на социальные ценности в отношении пола.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ерохина Л. Д. Гендерология и феминология: учебное пособие / Л. Д. Ерохина и др.; под общ. ред. С. В. Коваленко. Владивосток, 2005. – с. 92.
2. Жеребкина И. О статусе гендерных исследований: взгляд культуролога // Высшее образование в России. 2001. N 2. http://sociology.niv.ru/doc/dictionary/gender-studies/articles/8/gender-v-socialnoj-rabote.htm
3. Здравомыслова Е. А., Тёмкина А. А. 12 лекций по гендерно социологии: учебное пособие. СПБ, 2015.
4. Тугаров А.Б., Шевцова Э.А. Феноменологическая парадигма теории социальной работы: постановка проблемы. Университетское образование: материалы XVIII Международной научно-методической конференции, посвящённой 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. - С. 105-107.
5. Gender: definitions. World health organization. https://www.euro.who.int/en/health-topics/health-determinants/gender/gender-definitions#:~:text=Gender%20is%20used%20to%20describe,grow%20into%20women%20and%20men.
6. Sylvester, C. Feminist theory and international relations in a postmodern era. Cambridge: Cambridge University Press. 1994.