Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Каждое педагогическое воздействие, в не зависимости от своей специфики и направленности, подчиняется логике и взаимосвязи между предметами и явлениями, который составляют учебно-воспитательный процесс. Благодаря учету логической взаимосвязи возможно обеспечить интегрированность процесса образования, обеспечить пути достижения поставленных целей. Но логика и условия создания целостного процесса в педагогике всегда связаны между собой: первое создает второе.
Важно сказать, что педагогический процесс часто является субъектно-объективным (например, в ситуации «учитель-ученик» это особенно проявлено), когда субъект – это носитель определенных знаний, которые передаются объекту при помощи обучения (урок, лекция, беседа, семинар). Но это только формы и способы работы, которые представляются частью общего. Логическая взаимосвязь здесь состоит в том, что все элементы процесса обучения взаимосвязаны между собой и существуют только в структуре общего, а по отдельности их функция в процессе образования не представляется возможной. На сегодня педагогика отдает предпочтение другому, субъект-субъектному типу отношений между участниками обучения. И учитель, и ученик могут в конкретной степени быть субъектами процесса в педагогики, решая, например, поставленную цель вместе. Именно к таким отношениям участников процесса в обучении относятся такие методы работы, как частично-поисковый и проблемный методы.
Образование является одним из наиболее древних институтов общества, существование которого связывается с социальными потребностями в производстве и передаче знаний, умений, навыков, в передаче новым поколениям знаний, в обучении субъектов социального действия эффективным способам решения экономических, политических и социокультурных проблем.
Институционализация образования началась во время перехода от первобытнообщинного строя к социально дифференцированному. Несмотря на то, что древние цивилизации существовали отдельно друг от друга, они руководствовались общими основаниями в образовании человека.
Сегодня образование представляет собой сложное и многогранное явление в обществе, это передача, освоение и трансформация знаний и опыта в обществе.
Образование объединяет разные виды и содержание учебной и воспитательной деятельности в общую систему социума, направляет их на социальный заказ и общественные потребности .
Развитие социума, состояние его культуры и духовной сферы, темпы прогресса в экономике, науке, технике определяются уровнем и качеством образования.
Целью данной работы является рассмотрение культуры речевого поведения педагога.
Задачи:
- рассмотреть сущность педагогических способностей;
- анализ коммуникативных способностей педагога;
- описать этику отношений между преподавателем и учениками.
1 Педагогические способности. Личностное общение педагога с учащимися как важный элемент педагогической деятельности
Достижение и успех в процессе воспитания и обучения требует от педагога и воспитателя высоких качеств нравственности, достаточного уровня знаний, умений и навыков, определенной степени культурного уровня. Но важно обладать еще и определенными особенностями личности, которые соответствуют определенным уровням развития умственной, эмоциональной и волевой областей личности. Данные сферы интегрируют и формируют единое целое. Будем называть эти особенности педагогическими способностями. Последние представляют собой сложную, имеющую множество нюансов структуру психологии, в которой можно классифицировать несколько элементов – частных способностей.
Анализ педагогических процессов обучения и воспитания экспертов среди учителей и педагогов позволяет выделить следующие группы педагогических способностей:
1) Дидактические способности, осуществляющие педагогическое руководство обучением с профессиональной точки зрения, передачу учебного материала учащимся;
2) Личностные способности;
3) Организационные способности – педагог планирует, организует, осуществляет педагогический процесс;
4) Способности коммуникации (педагог общается с другими педагогами, с учащимися).
Способности не являются врожденными, поскольку формируются в процессе человеческой жизни. То же можно сказать и про педагогические способности – их эволюция происходит в процессе приобретения опыта, в процессе постоянного обучения учителем.
Каждый ли человек может стать педагогом? Мы думаем, что почти. Главным критерием здесь является устойчивая и проверенная годами склонность человека к обучению других, желание учить и передавать знания.
Дидактические способности
Способность объяснять материал
К дидактическим способностям относится способность объяснить материал. Педагогу важно доносить материал до ученика так, чтобы педагогическая мысль была понятна, было разъяснено трудное. Эксперт-педагог всегда делает все возможное, чтобы содержание учебного материала стало доступным для обучающихся, ставит педагогическую проблему ясно и четко. Важно также заинтересовывать учащихся предметом, стимулирует их к высказыванию своих предположений и
Фрагмент для ознакомления
3
1) Андреев В. И. Педагогическая этика. - Казань, 2017.
2) Комаров М.С. Введение в социологию. – М.: Наука, 2017.
3) Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2018.
4) Леонтьев А. А. Педагогика здравого смысла: избранные работы по философии образования и педагогической психологии. — М.: Смысл, 2016. — 527 с.
5) Лисс Э.М. Деловые коммуникации / Э.М. Лисс, А.С. Ковальчук. - М.: Дашков и Ко, 2018.
6) Соколкова Н. Е. Психолого-педагогические основы сотрудничества в высшей школе : монография. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2016. — 211 с.
7) Сухомлинский В. А. Родительская педагогика: научно-популярная литература. — Санкт-Петербург: Питер, 2017. — 208 с.
8) Уваровская О. В. Педагогика высшей школы. — Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2018. — 98 с.