Фрагмент для ознакомления
2
Российской Федерации», срок временного пребывания в РФ иностранного гражданина не может превышать 90 суток. Таким образом, следует признать, что первый иностранный гражданин находится на территории РФ на законных основаниях. Однако, в соответствии с ч.1 ст.14 ФЗ от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ (в ред. от 08.06.2020 г.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», иностранный гражданин, постоянно или временно проживающий на территории РФ и обладающий правом пользования жилым помещением, обязан зарегистрироваться по адресу указанного помещения. Право пользования помещением у данного гражданина имеется, поскольку проживает он там вместе со своей семьей, что не противоречит нормам ст. 15 ФЗ от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ (в ред. от 08.06.2020 г.) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации». Кроме того, согласно п.4 ч.3 ст.6 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан», иностранному гражданину может быть выдано разрешение на временное проживание без учета утвержденной Правительством РФ квоты в случае, если он состоит в браке с гражданином РФ, имеющим место жительства в РФ, - в субъекте РФ, в котором расположено место жительства супруга(и). Однако данная норма не предусматривает автоматический характер реализации права на получение статуса временно проживающего. Т.е. указанный гражданин обязан был предпринять соответствующие активные действия для получения необходимого административно-правового статуса.
Тем не менее, в его действиях усматривается состав правонарушения, предусмотренного нормами ст. 18.8 КоАП РФ, что влечет за собой привлечение к ответственности в рамках данной статьи, поскольку проживание с семьей не является основанием для нарушения миграционного законодательства. Однако, наличие семьи может быть трактовано как смягчающее обстоятельство при назначении данному гражданину наказания. (Например, не будет применена процедура административного выдворения за пределы РФ).
Согласно ч.1 ст. 6 ФЗ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ (в ред. от 31.07.2020 г.) срок действия разрешения на временное проживание составляет 3 года. Таким образом, второй иностранный гражданин утратил право нахождения на территории Российской Федерации 01.06.2013 г., что влечет за собой его привлечение к административной ответственности согласно положениям ст. 18.8 КоАП РФ – штрафу в размере от 2000 до 5000 рублей с административным выдворением или без такового.
2.8. Решите ситуационную задачу:
Гражданин КНР, имеющий статус временно проживающего в России, был зарегистрирован в г. Новосибирске. Ему была предложена работа в новосибирской компании. При этом место работы иностранного гражданина находилось в Кемеровской области (г. Новокузнецк). Гражданин КНР прибыл к месту работы, но зарегистрироваться по новому месту жительства не смог. Орган мотивировал свой отказ тем, что при получении разрешения на временное проживание гражданину КНР было разрешено проживание лишь в пределах Новосибирской области, а самостоятельный переезд на территорию другого субъекта Российской Федерации законодательством запрещен. Иностранный гражданин мотивировал свои действия нормами Конституции РФ о свободе передвижения в России, а также об уравнивании статуса российских граждан и иностранцев.
Дайте правовую оценку действиям компетентного органа и иностранного гражданина. Нарушил ли иностранный гражданин российское иммиграционное законодательство? Охарактеризуйте статус временно проживающего иностранного гражданина.
Согласно ст. 4 ФЗ «О правовом статусе иностранных граждан в РФ», иностранные граждане пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных законом. Нахождение гражданина КНР на территории РФ, в частности г. Новосибирска, следует признать законным, т.к. он наделен в установленном порядке статусом временно проживающего и имеет регистрацию по месту нахождения.
Ст. 27 Конституции РФ гарантирует всем законно находящимся на территории РФ лицам право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Данное положение относится в равной мере как к гражданам РФ, так и к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Также, ст. 11 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» указывает на наличие у иностранных граждан права на свободу их передвижения в пределах РФ на основании соответствующих документов. Однако, нормы ч.2 ст. 11 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан» прямо указывают на невозможность свободного перемещения иностранных граждан, имеющих статус временно проживающих на территории РФ, вне пределов субъекта РФ, где данный статус был реализован. НО! Для наиболее объективного решения вопроса необходимо учитывать тот факт, что гражданин КНР был приглашен в РФ, чтобы работать. Исходя из условия задачи (указанных в нем правоустанавливающих факторов), нахождения гражданина КНР и его трудоустройство не нарушают миграционного законодательства. Поэтому необходимо обратиться к нормам Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.07.2010 N 564н (ред. от 19.10.2011) «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.08.2010 N 18283), п.2 которого прямо указывает, что у иностранных граждан, обладающих статусом временно проживающего, имеется право на свободное перемещение и осуществление трудовой деятельности вне пределов субъекта Федерации, на территории которого разрешено временное проживание. Однако, есть и ограничения, которые характеризуются конкретным списком профессий, подпадающих под возможность применения данной нормы. Таким образом, если гражданин КНР осуществляет свою деятельность в рамках данного перечня профессий, то его свобода перемещений ограничена быть не может. Но, исходя из того, что он пытался пройти процедуру регистрации по новому месту жительства не будучи снят с регистрационного учета в г. Новосибирске, отказ со стороны органа следует признать обоснованным и совершенным в рамках действующего