Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Роман М. Булгакова стал достойнейшим продолжением таких традиций русской литературы, которые соединили в себе гротеск, фантастический и реальный мир.
«Мастер и Маргарита» - это свобода творческого воображения и композиции, где присутствуют такие образы, как Сатана, Иисус и Иудей. А потому интерес представляют библейские мотивы в произведении.
Актуальность исследования обусловлена ролью в романе таких героев, как Азазелло и Гелла, и выявлением их прототипов среди библейских героев.
Цель исследования: сравнить Азазелло и Гелла с библейскими источниками.
Задачи исследования:
1. Проанализировать особенности романа «Мастер и Маргарита»
2. Найти духовные мотивы
3. Составить портретную характеристику героев
4. Сравнить Азазелло и Геллу с библейскими героями.
Предмет исследования: отражение библейских источников в романе «Мастер и Маргарита».
Объект исследования: Азазелло и Гелла.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: характеристика персонажей
Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» стал тем произведением, над которым автор работал до последнего дня своей жизни и принес ему посмертно мировую славу. Этот роман – уникальный человеческий документ той эпохи, в которой жил М.А. Булгаков, т.к. он являет собой исторически и психологически достоверную книгу о том времени и его людях и, с другой стороны, показывает будущее, таким образом являясь книгой на все времена.
События в романе начинаются весной, «в час небывало жаркого заката в Москве, на Патриарших прудах», где появляются Сатана и его свита.
Дьяволица, являющаяся одним из любимых булгаковских мотивов, здесь вполне реалистична и отражает гротеско-фантастическое, сатиритическое обнажение противоречий живой действительности.
В романе М.А. Булгаков воплотил новаторскую идею, состояющую в олицетворении тех сил, которые не поддаются никаким законам логики. Воланд, появляясь в Москве, начинает испытывать героев и покарать предателей и лицемеров.
Тот, кто впервые взял в руки «Мастера и Маргариту» может заметить, что поначалу в книге сложно определить время действий, поэтому многие читатели отмечают, что М.А. Булгаков приурочил роман к неопределенному времени, объединившему события 20-х и 30-х годов. Эти и подобные мнения на самом деле довольно точно отражают авторский замысел. Это можно увидеть хотя бы в том, что в самой ранней редакции романа действия московских сцен происходят в 1934 году, а в более поздней редакции – 1935. Там же смерть поэта Житомирского относилась к 1933 году, а основные события, происходящие в Москве, приурочились к определенным дням в июне.
Сложно сказать, почему писатель выбрал именно этот месяц. Некоторые исследователи объясняют это тем, что им двигал такой мотив, как летняя жара – предвестник нечистой силы. Однако этот мотив считают не единственным. Другие исследователи советуют обратить внимание на более традиционную приуроченность событий романа:
- последний набросок хронологии был сделан в 1933 г. и отнесен к маю (первая встреча Мастера и Маргариты, основные события московских сцен);
- через год в мае – последняя встреча Мастера и Маргариты в земной жизни;
- единственное указание времени – замечание о странности «этого страшного майского вечера» (встреча Бездомного и Берлиоза с Воландом).
Как уже было сказано ранее, в романе присутствуют и черты нового времени с элементами сознательного и бессознательного опережения. Например, Берлиоз едет на вокзал на троллейбусе, который появился в Москве лишь в 1934 году.
Единственная точность во времени – промежуток времени, разделяющий сцены Москвы и ершалаимские сцены, а именно 1900 лет. Здесь исследователи приводят в пример день воскресения Христа, когда одновременно происходит воскресение Иешуа и Мастера, то есть древний ершалаимский мир сливается с современным московским.
Параллельно этим двум мирам М.А. Булгаков создает действие Мастера о Понтии Пилате, которое соединяется с современной жизнью.
Безусловно, каждому из этих трех миров соответствует определенное время:
- ершалаимский мир – действия происходят в течение одного дня, присутствуют воспоминания о предшествовавших событиях и с предсказанием будущих;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Булгаков, М.А. Собр.соч.: в 5 т. Т.5 Мастер и Маргарита. - М., 1990;
2. Самсонова, М.А. Библия как прецедентный текст в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Ульяновского государственного технического университета. - 2017. - с.10-14;
3. Урюпин, И.С. Мифопоэтические корни образа Азазелло в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Вестник Челябинского государственного университета. - 2008. - с.149-160