Фрагмент для ознакомления
2
1. Сущность и своеобразие строительно-конструктивных игр дошкольников.
Ответ:
ИГРА – основная деятельность детей. Выгодский Л.С. писал: « Через игровую деятельность и движение ребенок учится, и в этом смысле игра может называться ведущим видом деятельности, так как определяет развитие». Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста и является ведущей его деятельностью. Несмотря на всё многообразие игр, их можно разделить на две большие группы. Одни игры создаются самими детьми - это творческие игры; другие созданы заранее, имеют готовое содержание и определённые правила - это игры с правилами. В свою очередь игры с правилами подразделяются на подвижные и дидактические игры. Таким образом, педагогика различает игры творческие, подвижные, дидактические.
Игры созданные самими детьми, творческие или сюжетно-ролевые, занимают особое место. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания. К группе творческих игр относятся строительно-конструктивные игры. В истории педагогики игры со строительным материалом представлены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста (система Ф. Фребеля, В система Л.К. Шлегер и др.). Этот вид игры достаточно хорошо изучен и в отечественной дошкольной педагогике (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, и др.), а вот термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно (П.Г. Саморукова, В.Р. Лисина). Одной из основных особенностей данной игры является то, что в ее основе лежат конструктивные умения и способности, поэтому она в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближается к созидательной практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию. Строительно-конструктивные игры сходны с сюжетно-ролевой игрой. У них один источник – окружающая жизнь, и объединяются дети на основе общих интересов, совместной деятельности и оба вида игр являются коллективными по своей сути. Однако между строительно-конструктивными и сюжетно-ролевыми играми есть существенные различия: в сюжетно-ролевой игре отражаются прежде всего разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительно-конструктивной игре основным является конструктивное творчество детей. Творческий характер игры определяет наличие игрового замысла, его свободное развитие, вариативность решения созидательной задачи, интерес детей к процессу деятельности, наличие воображаемой ситуации. Освоение конструктивных особенностей материала наталкивает детей на создание новых предметов, изменение их свойств: положил кирпичик на широкую грань – можно строить дорожку, скамейку, поставил этот же кирпичик на узкую короткую грань – можно строить высокий забор и т.д. Возможность выполнить постройку на одну и ту же тему разными способами также активизирует воображение. Заимствование образцов из окружающей жизни требует умений выделять главное, отвлекаться от частностей, принимать условность собственного созидания, например, использовать в качестве колонны цилиндр, заменять треугольной призмой крышу и т.д. Особенностью игр со строительными материалами является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение... без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / С.А.Козлова, Т.А.Куликова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 416с.